"Война" не эстетична? Но художники солидарны

Акция группы "Война" "Член в плену у КГБ"

Арт-группа "Война", два участника которой находятся в СИЗО Петербурга по подозрению в хулиганстве, попала в шорт-лист Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства "Инновация". Организатор конкурса - Государственный центр современного искусства, работающий под эгидой Министерства культуры РФ.

Премию "Инновация" вручают в шестой раз. "Война" - один из претендентов на премию в номинации "Произведение визуального искусства" за акцию "Член в плену у КГБ" (Санкт-Петербург, июнь 2010)

Исполнительный продюсер конкурса Надежда Миндлина рассказала корреспонденту Радио Свобода о технологии конкурсного отбора:

- Право выбора номинантов целиком и полностью принадлежит пятнадцати членам экспертного совета. Именно члены экспертного совета, профессионалы в области современного искусства, подают проекты на конкурс. Дальше происходит заседание экспертного совета, в котором пятнадцать человек. Они рассматривают проекты и определяют пятерых финалистов. В нынешнем году заседание состоялось 10 февраля.

Финалисты принимают участие в выставке, которая откроется в Государственном центре современного искусства 29 марта. И потом на церемонии награждения 7 апреля определится победитель.

- Некоторые участники группы "Война" находятся под арестом. Как им получить премию, если они ее выиграют?

- Я думаю, что это технический вопрос.

- Группа "Война" была номинирована за работу, которая выглядела так: гигантский фаллос на Литейном мосту в Петербурге. Финалисты конкурса должны будут выставить именно эту работу 29 марта?

- Решение об этом пока не принято, подготовка выставки еще не началась. Но в целом работы могут быть репрезентированы на выставке разными способами: фото, видео и т.п, - объяснила Надежда Миндлина.

За комментариями Радио Свобода обратилось к члену оргкомитета конкурса, президенту Творческого союза художников России Константину Худякову:

- Почему, по каким критериям группа "Война" была выбрана членами экспертного совета?

- В этом году я член оргкомитета конкурса, но не являюсь членом экспертного совета - в него я входил в прошлом году. Поэтому не участвовал в обсуждении именно этого проекта. Могу лишь сказать, что у нас, у художников, в нашем сообществе существует некая солидарность. Мы должны иногда заступаться за художников, за честь, достоинство своих коллег, да и вообще за свою профессию. И когда вдруг художники подвергаются гонениям, то мы часто выступаем, несмотря на наши эстетические разногласия, в защиту друг друга. Вот и все. Мне как художнику не нравится, что они делают, но я готов за них заступиться и всячески помочь им выпутаться из этой ситуации, если это возможно.

- В прошлые годы были прецеденты, когда вручали премию художникам, которые находятся в СИЗО ?

- На моей памяти, в тех советах, в которых я участвовал, не было такого политического решения.

- Это, фактически, государственная премия. Нет ли тут противоречия? Ведь у этих художников проблемы с государственными правоохранительными органами.

- Да, проблема есть... Но дело в том, что ведь на премию выдвигают не государственные люди, а просто граждане. А дело экспертного совета решать, присваивать им что-то или не присваивать. Но какие вероятны последствия, можно, конечно, предполагать.

- Что вы имеете в виду?

- Если им премию присудят, то могут на следующий год денег не дать на "Инновацию". Может такое быть? Может. У нас все может быть.

- Но Государственный центр современного искусства - достаточно авторитетная организация.

- Это одна из самых сильнейших, серьезнейших институций современного искусства у нас в стране. И, действительно, очень авторитетная. Должен сказать, что экспертный совет - сложный орган, туда входят люди разнополярных мнений. Дискуссии бывают очень серьезные. Впрочем, лично я не думаю, что "Война" получит премию. Потому что все-таки речь идет об искусстве.

- Где граница между искусством и хулиганством?

- Определить ее очень сложно. Иногда все зависит от настроения людей, от актуальности того момента, в котором вдруг оказался артефакт или какое-то действие, совершенное художниками. Тут много факторов. Не всегда эстетика является главным критерием выбора.

- Исторический момент таков, что художники показали фаллос ФСБ. Достаточно ли этого, чтобы им дали премию?

- Думаю, что недостаточно. Потому что ничего здесь такого остроумного я не вижу. Это обычная выходка, правда, она сделана публично и в значительных масштабах, насколько я понимаю. В этом их какая-то острота, может быть.

- Над экспертным советом есть еще жюри. Туда входят очень разные люди - из Лувра, из музеев Вены, Вильнюса и других. Они и будут решать, кому присуждать премию?

- Конечно. Экспертный совет только отбирает претендентов на премию, номинантов, а уже первое, второе и третье места - решает международное жюри, - рассказал Константин Худяков.

У члена экспертного совета конкурса, заведующего отделом новейших течений Русского музея Александра Боровского - другой взгляд на творение арт-группы "Война":

- Я давно слежу за этой группой, ее работы неравноценны, но это - их лучшее произведение: и озорное, и умное, там все совпадает - и время поднятия моста, и местоположение, и то, как они синхронно успели все это сделать… Конечно, это хулиганская вещь, но это вещь в искусстве, в отличие о многих других акций. Серьезная, злая штука, ответ на определенные вызовы современной жизни, - сказал Александр Боровский в интервью санкт-петербургскому корреспонденту РС Татьяне Вольтской.

Напомним, июньской ночью 2010 года активисты группы "Война" нарисовали во всю ширину проезжей части фалос на Литейном мосту напротив управления ФСБ. Когда мост развели, их "картина" высотой 65 метров оказалась напротив здания управления ФСБ Санкт-Петербурга на Литейном проспекте.

Два участника "Войны" Олег Воротников и Леонид Николаев находятся под стражей по подозрению в хулиганстве. Они обвиняются в том, что 16 сентября перевернули припаркованный милицейский автомобиль на Дворцовой площади в ходе акции "Дворцовый переворот".

***

Еще одним претендентом на премию "Инновация" в номинации "Региональный проект" стал новосибирский художник Артем Лоскутов - за организацию уличных перформансов "Монстрация". Импровизированные карнавальные шествия с неполитическими лозунгами привлекали внимание властей. Участников ежегодной акции, проводившейся с 2004 года, регулярно задерживали (при этом засталяли подписать протокол о том, что их лозунги "Таня, не плачь" и "Как-нибудь так!" не призывают к свержению конституционного строя).

Наконец, в 2010 году против Артема Лоскутова было заведено уголовное дело - за хранение марихуаны, а сам активист заключен под сражу. Сам Лоскутов доказывал, что наркотик ему подбросили после "профилактических" бесед с сотрудниками "центра "Э", уговаривавшими "монстраций" больше не устраивать. Акции в поддержку Лоскутова прошли во многих городах России и за рубежом. Доказать свою непричастность к хранению марихуаны Лоскутову так и не удалось, но приговор ограничился символическим штрафом. Из листов своего уголовного дела Лоскутов устоил арт-выставку.

Читайте также: интервью с Артемом Лоскутовым о том, моден ли протест среди молодежи.

Включение группы "Война" и Артема Лоскутова в шорт-листы премии "Инновация" комментирует обозреватель РС Елена Фанайлова:

- Что общего между группой “Война”, Джулианом Эссанжем и Михаилом Ходорковским? Ответ прост: в конце прошлого года они стали знаковыми фигурами общественной жизни, они серьезно изменили общественный климат, поставив важнейший экзистенциальный вопрос – о человеческой свободе, и этот вопрос был поставлен ими, хотели они того или нет, в том числе ценой свободы собственной.

Это важнее вклада группы "Война" в чистое искусство, Ходорковского в нефтяной бизнес и существования платформы WikiLeaks к как одного из современных информационных ресурсов. Своим примером эти люди, на наших глазах становящиеся культурными героями, показали: можно действовать так. Можно не играть по правилам, нарушать границы и ставить перед обществом вопрос об узости границ его жизни.

И общество отвечает новым героям: на митинги в поддержку Ходорковского выходят люди, которые пять лет назад не знали, кто это такой, или ненавидели олигархов; сеть поддержки Эссанжа возникла моментально, как только платформа WikiLeaks была обрушена.

Прохожие и водители, в том числе милиция, в Петербурге радостно смеялись, увидев поднимающийся напротив ФСБ люминесцентный фаллос. Эта дерзкая и красивая акция потому и вышла за пределы искусства и стала предметом всенародного обсуждения, что использовала и метафору о вертикали власти, и шутку “мимо тещиного дома”, и инженерную особенность разведения мостов, и городской ландшафт имперской столицы.

Еще несколько месяцев назад российское художественное сообщество решало, является ли акционистская, партизанская по сути, нарушающая многие общественные табу и договоренности деятельность группы "Война" искусством. Включение акции “Член в плену у ФСБ” группы "Война", равно как и “Монстрации” Артема Лоскутова, в шорт-лист премии ‘Инновация’ говорит о культурной вменяемости организационного комитета, понимании того, какие энергии на самом деле cоздают новое искусство.

Итак, что общего между группой “Война”, Эссанжем и Ходорковским? Эти люди серьезно повредили Матрицу, и она сопротивляется. Эти люди взорвали гламурный нефтяной покой конца двухтысячных и ознаменовали переход в новое десятилетие. Более чем очевидно, оно будет другим: с арабскими революциями, с очередным витком кризиса, с другой нефтью и другой информацией. Он будет с другой энергией и потребует от нас другого понимания и других усилий, пока непривычных, как искусство группы “Война”.