Два Стена: бандлидер Стен Кентон и тенор-саксофонист Стен Гетц

ДС:- Певица оркестра Стена Кентона Анита О’Дей любила рассказывать журналистам о том, как молодой Стен Гетц, поймал ее где-то в коридоре и сказал: - Послушайте, не могли бы вы передать Кентону мою просьбу: я хотел бы его попросить дать мне возможность сыграть любое соло из его репертуара? – Конечно! – сказала красавица. И начисто забыла про Гетца…
На коротких и средних, на нашем сайте svobodanews.ru «Время Джаза» - история американской музыки от А (Adderley) до Z (Zawinul). Каждую неделю LIVE или же в подкасте. У микрофона в Париже – ваш ДС.

Stan Getz - How About You – 7:24 (Stan Getz - The Steamer – Verve)

ДС: - «How About You», песня-стандарт 41 года композитора Бёртона Лейна и поэта-песенника Ральфа Фрида (версия со словами грядет!) Стен Гетц – тенор-саксофон; Лу Ливи – рояль; ЛиРой Виннегар – контрабас и Стен Ливи – ударные. Ноябрь 56 года, Голливуд.
Лейн и Фрид написали эту песню-стандарт в 41 году и она появилась в фильме Микки Руни «Babes on Broadway». Отдельно музыка Бёртона Лейна озвучила так же фильм 50 года Джозефа Манкевича «Всё о Еве».
Вот Анни Росс из вокального Трио «Лемберт, Хендрик, Росс» с Джерри Маллиганом, исполняющая «How About You»:

Annie ROSS - How About You – 2:53 (Annie ROSS -- Sings A Song With Mulligan! - JAZZ TRACK)

ДС: «How About You». «Когда девушка знакомится с парнем, жизнь может превратиться в счастье. Но когда они расходятся, все зависит от тех мелких радостей, которые они когда-то разделяли. Давай сравним? Я люблю Нью-Йорк в июне. Как насчет тебя? Мне по душе мелодии Гершвина? Как насчет тебя? Когда надвигается гроза, я предпочитаю камин; я люблю лунный свет и поездки на мотоцикле… Как насчет тебя? Держаться за руки в кино – не такая уж большая новость, но мне это нравится… Как насчет тебя?»
И так далее вплоть до дуэта… Когда влюбленные выясняют отношения, перебивая друг друга, они всё еще влюблены.
Чет Бейкер – труба; Джерри Маллиган – баритон-саксофон; Хенри Граймс – контрабас; Дейв Бейли – ударные и Анни Росс – вокал. Декабрь 57 года, Нью-Йорк.
Но наш сегодняшний герой – Стен Гетц.

Стен Гетц еще раз поймал Аниту О’Дей в джазовом клубе и повторил свою просьбу. – Боже мой! – простонала певица, - Я совсем забыла. И она, стуча каблучками, отправилась прямо к Стену Кентону и изложила просьбу семнадцатилетнего саксофониста, слегка ее изменив:
- Слушай, Стен, там мальчишка просит разрешения сыграть крошечное соло на теноре, хотя бы восемь тактов?
– Без проблем, - сказал Стен Кентон. – Когда мы начнем играть пьеску номер 28 из книги репертуаров, он и получит свой великий шанс, ОК?
И юный Стен Гетц, наконец-то появился на сцене, улыбаясь, словно то был его день рождения, в нетерпении перебирая клапаны сакса. Когда подошла его очередь, он сыграл, увы, действительно мини-соло (- Совсем неплохо! – кивнул Кентон), поклонился и отправился на свое место. Это было его ПЕРВОЕ соло на настоящей сцене и он весь сиял.
- Это было, видимо, пишет биограф Гетца Дейв Джилли, в мае 44 года. Через месяц Дейв Матью покинул оркестр Кентона и Стен Гетц официально занял его место.
Сквозь легкую дремоту, сквозь писк и треск разорванного пространства или же чисто и четко с нашего сайта svobodanews.ru вы слушаете еженедельное неизменно свингующее «Время Джаза». У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.
Вот самый ранний Стен Гетц, которого мне удалось раскопать… Образца 49 года. Стен играет в духовой секции комбо виброфониста Терри Гибса. Короткое его соло не трудно опознать:

Stan Getz with Jimmy Raney and Terry Gibbs - Terry's Tune – 3:08 (Stan Getz - Early Stan Getz - PRESTIGE)

ДС: «Terry's Tune». Композиция Терри Гиббса (виброфон и лидер) и Шорти Роджерса (труба).
Эрл Своуп – тромбон; Стен Гетц – тенор; Джордж Уоллингтон – рояль; Кёрли Рассел – контрабас и Шадоу Уилсон – ударные. Март 49 года, Нью-Йорк.
Стену Гетцу было в том марте 22 года и один месяц. Он родился в семье украинско-еврейских иммигрантов Гаецких 2 февраля 27 года в Фили, Филадельфия. Иммиграции семьи Гаецких посвящен 51 выпуск «Времени Джаза»; вы найдете его в нашем архиве на сайте «Свободы».
Но отдадим дань календарю и воркующим влюбленным:

Stan Getz - My Funny Valentine – 5:10 (Stan Getz- Scandinavian Days - Fresh Sound)

ДС: - «My Funny Valentine», «Мой смешной Валентин» - как-никак 14 февраля по всей планете крутят эту песню-стандарт Роджерса и Харта…
Стен Гетц и Эрик Нордстром - тенор-саксофоны; Ян Йохансон – рояль; Гюнар Джонсон – контрабас; Рольф Свенсон – ударные. Судя по всему оркестр норвежского радио. 20 февраля 59 года, Фредрикштадт, Норвегия.
Но кем был этот самый первый бандлидер, давший семнадцатилетнему Гетцу шанс сыграть свое первое соло? В одних энциклопедиях и словарях пишут, что родился он в декабре, в других же, считая и мой, уважаемый, составленный суровой командой профессионалов, «Словаре Джаза» издательства Робера Лафона, Стенли Ньюкомб Кентон, по кличке «Стен», родился, как и Стен Гетц в феврале. Кентон 19 февраля 12 года; Гетц, как я уже сказал – 2 февраля 27-го.
И Гетц у Кентона не задержался… Почему? Продолжение следует.

Стен Кентон изобрел термин «прогрессивный джаз». Он был пианистом, композитором, аранжировщиком, но наиболее известен он был, как бандлидер. Причем о качествах его на этой должности или о роли его в этом качестве – всегда была масса споров. Он был, что говорится «controversial». Покинул он нашу голубую планету в августе 79 года, но неожиданно вновь вскарабкался на сцену в прошлом году, уже в одиночестве без музыкантов, когда издательство «Random House» выпустило книгу его дочери Лесли Кентон, известной писательницы на типично калифорнийские темы здоровья, витаминов, энзимов, стояния на голове и контролируемого самочувствия. Книга называлась "Love Affair", «Любовная связь», и была посвящена отношениям со своим знаменитым, в себе неуверенном, отце-алкоголике; отношениям, которые характеризуются одним словом – инцест.
Но я позволю себе сообщить тем, кто с опозданием нырнул в наши волны: это частоты «Свободы» и наш сайт svobodanews.ru. У микрофона в Париже – ваш ДС.

Stan Kenton – Yesterdays – 5:35 (Stan Kenton - Contemporary Concepts – Capitol)

ДС: - «Yesterdays», «Вчера» - стандарт 33 года Джерома Кёрна. Большой оркестр Стена Кентона (сам Кентон – фортепьяно), 20 июля 55 года, Чикаго.
Стен Кентон родился в городе Учита, штат Канзас, но рос он и выбивал первые аккорды из пианино в Лос-Анджелесе. Этот привкус калифорнийского джаза (не малых составов 60-х годов!) так навсегда за ним и закрепился. Он играл у Эверета Хоаглэнда, Гаса Арнхейма, писал аранжировки для Эрла Кэррола и Раса Пламмера. В начале сороковых он собрал свой собственный состав, с которым и дебютировал в клубе Rendez-Vous Ballroom в Бальбоа, Лонг-Бич, Орандж Каунти.
Я провел по соседству с этим крошечным (5 км) полуостровом в соседнем Seal Beach целый год, но следов Кентона не обнаружил. Пардон, личная ссылка.
В 42 году оркестр Кентона отправился в город Нью-Йорк играть в Roseland Ballroom, но ничего хорошего из этого не вышло. Стен Кентон вернулся в страну пальм и пляжей и был принят в 43 году на работу Бобом Хоупом: актером, радиоведущим и юмористом. В 44 году, не без помощи, уже объявленной Аниты О’Дей, Стен Кентон, наконец-то, выдал свой первый хит. Назывался он «И ее слезы текли, как вино…»
В Калифорнии, кстати, отличное вино. Французы в Калифорнии забывают о патриотизме и пьют местное. Особенно – белое…

Stan Getz – Yesterdays – 4:28 (Stan Getz- Scandinavian Days - Fresh Sound)

ДС: Я всегда начинаю прихрамывать на все известные мне языки, когда нужно перевести «Yesterdays»… Как перевести вчера – во множественном числе? Please, help! Музыка все того же Джерома Кёрна. Стен Гетц с оркестром Иба Глиндемана, Копенгаген, 59 год.
Но назад, к Стену, все еще Кентону: Анита О’Дей изгнана в 45 году и на ее место юной ножкой заступила Джюн Кристи. Было ей ровно 20 лет. Фортуна начала улыбаться Кентону: журнал «Look» выбрал его оркестр (с весьма претенциозным названием «Искусство оркестра ритма») – оркестром года. «Даунбит» и «Метроном» так же отвесили поклоны. После чего оркестр начал называться «Оркестр Прогрессивного Джаза». Скажем честно: Стен писал отличные аранжировки и его выбор молодых музыкантов улучшился в сто раз.

Не смотря на то, что идеалом для молодого Стена Кентона был оркестр Джимми Лансфорда, сам он часто создавал звуковую архитектуру, которая напоминала оркестры классической музыки, пытавшиеся играть джаз. Его оркестры свинговали, но слабо, подчас слишком слабо. Он вводил кубинские и латиноамериканские ритмы, собирал гигантские составы участников, добавлял в духовую секцию валторны… Определенный успех у него был, он выступал на фестивалях, по радио, записывался на «Capitol», но чего-то всегда не хватало. Его обвиняли в расизме, что было не справедливо: почти в каждом составе оркестров Кентона можно найти 3-4 афроамериканцев. Он не избавился от идеи давать своим оркестрам претенциозные называния («Новизна в современной музыке», «Новая Эра в Современной Музыке»), он создал собственный лейбл «Creative World Records», его любили, его приглашали, он стал преподавать и… и всё равно он не тянул на новизну оркестров действительно нового звучания – Клода Сорнхила, Ленни Тристано или Гила Эванса.
Финишная прямая вашего «Времени Джаза»! Волны «Свободы» и наш сайт svobodanews.ru. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.

Stan Kenton - My Old Flame – 4:00 (Stan Kenton Back To Balboa – CAPITOL)

ДС: «My Old Flame», «Моя старая любовь» музыка Артура Джонстона. Аранжировка, что важно, Марти Пейча. Это лучший из всех поздних хитов большого оркестра Стена Кентона. Сэм Ното – солировал на трубе; Билл Пёркинс – на теноре. 57 год, Бальбоа, Rendez-Vous Ballroom.
Не только Стен Гетц играл в свое время у Стена Кентона, но и Арт Пеппер, Шелли Манн, Шорти Роджерс, Джак Шелдон, Мейнард Фергасон, Бад Шанк, Ли Конитц и Зуд Симс. Но, как и Гетц, джазмены новой волны задерживались не надолго.
Сам Стен Гетц продолжал искать собственный голос. Его мэтром на последнем этапе, на пути своему собственному звуку, был Лестер Янг. Лестер был единственным тенор-саксофонистом сороковых и пятидесятых, который играл так, словно Коулмен Хокинс вообще никогда не существовал. Никаких орнаментальных плетений, никакой стилистической риторики. Скорее, кивки, подмигивания, потусторонний смешок и все это вдоль темы, в переплетении с ней, для недоговаривания, снятия напряжения после очередного Эвереста.
Стен Гетц понял «Преза», то есть Лестера Янга рано. Поэтому в том же 45 году, когда Кентон зазвал его к себе в оркестр, он подошел как-то к шефу во время антракта и спросил:
- Что вы думаете об игре Лестера Янга?
И Стен Кентон ответил:
- Не интересно. Вовсе. Слишком просто…»
В тот же вечер Стен Гетц подал Кентону заявление об увольнении.
Вот такие два юбиляра февральского календаря.
Расстанемся мы под саксофон Стена Гетца и композицию Винсента Юманса «I Want to Be Happy», «Хочу быть счастливым».
Стену аккомпанируют: Оскар Питерсон – рояль; Херб Эллис – гитара и Рей Браун – контрабас. Запись сделана 10 октября 1957 года на студии звукозаписи «Capitol» в Лос-Анджелесе для «Verve».

Stan Getz - I Want to Be Happy – 7:35 (Stan Getz and The Oscar Peterson Trio – VERVE)

Архив «Времени Джаза», как и недавние подкасты, вы найдете на нашем сайте svobodanews.ru. Я же желаю вам крутого свинга, веселой и удачной недели. Чао! Бай-бай!