С 19 по 25 февраля в Ханты-Мансийске в девятый раз пройдет кинофестиваль "Дух огня". Обещают, что он принесет в автономный округ потепление.
Начнем с того, что скульптор Алексей Благовестнов работает над памятником Александру Абдулову (он был бессменным художественным руководителем фестиваля "Дух огня"). Двухметровая скульптура пока сделана из гипса, но потом ее выполнят в бронзе. Президенту фестиваля, Сергею Соловьеву она очень нравится:
- Совершенно поразительный по простоте, ясности и сердечности проект. Настоящая художественная работа. Мы были с Абдуловым очень близки, и, глядя на этот памятник, я вижу Сашу. В этом году мы презентуем памятник, и я надеюсь, что на 10-м фестивале, в будущем году, он уже будет стоять в Ханты-Мансийске...
* * *
Фестиваль "Дух огня" - конкурсный: премии по 300, 200 и 100 тысяч рублей - то есть немалые. Причем, конкурсов два: российский и международный. В международном будет показано 10 картин из Германии, Ирана, Испании, Дании и Колумбии, а Россия представлена фильмами "В субботу" Александра Миндадзе и "Сибирь, Монамур" Славы Росса. В программе российского кино - 11 дебютных лент, многие из них летом 2010 года были на "Кинотавре", на фестивале "Окно в Европу", некоторые уже награждены на европейских смотрах.
Девиз "Духа огня" в этом году - "Кино как искусство". Мария Зверева, руководитель программ фестиваля, говорит, что "кино как искусство" представлено, в основном, не в современных фильмах, а в ретроспективах:
- У нас есть программа "Игра в бисер", в которой российские режиссеры представляюют свои любимые классические фильмы. И вот там будет центр наших разговоров на тему "Кино как искусство".
Девиз "Кино как искусство" красуется на плакатах фестиваля . На одном воспроизведена картина "Голова лошади на фоне звездного неба" Олега Маслова и Алексея Козина (из группы "Новые художники") . Сергей Соловьев с ними знаком давно:
- Это питерские художники. А питерские художники отличаются от московских концептуалистов, они, в первую очередь, художники. Группу "новых художников" я когда-то собрал для презентации фильма "Асса". Доставали мы их картины из каких-то подвалов, с дикими скандалами с КГБ. А сейчас эти работы составляют главный фонд современного искусства русского музея.
Очевидно, Сергей Соловьев надеется, что молодых режиссеров ждет та же судьба, и скоро их картины будут бережно храниться в Госфильмофонде.
На другом плакате воспроизведен " Портрет Петипа с обезьяной на плече" Годешарта, и на вопрос Радио Свобода о связи этой картины с идеей фестиваля, Сергей Соловьев отвечал развернуто:
- Недавно по каналу "Культура" замечательно выступала профессор Черниговская из Петербургского университета. И она сказала, что ее не убеждает теория эволюции Дарвина, зато убеждает гипотеза американского ученого о том, что обезьяна произошла от человека.
Мы живем, если можно так выразиться, "с обезьяной на плече", как и изображено на этой картине. Огромное количество современных фильмов убеждает нас в том, что мы стремительно эволюционируем к обезьяне.
Оба плаката имеют смысл, но, кроме того, они просто красивы. А красота стремительно исчезает из нашей жизни, и есть целое огромное пространство, где она исчезла совсем, дай Бог чтобы не навсегда.
"Фильм как искусство" - мне кажется, именно этим определяются проблемы и российского, и мирового кино. О любых самых страшных вещах мог говорить Антониони, мог говорить Бергман, и каждый раз это было великое очищение зрителей, людей и, в конечном итоге, человечества. Почему? Потому что они разговаривали о любых ужасах жизни языком искусства. Этот язык трагически исчезает из мирового кино и этот язык, на котором все можно рассказать и изъяснить, исчезает как главный критерий нашего отечественного искусства. Из кинозалов исчезает дух искусства, - констатирует Сергей Соловьев
Начнем с того, что скульптор Алексей Благовестнов работает над памятником Александру Абдулову (он был бессменным художественным руководителем фестиваля "Дух огня"). Двухметровая скульптура пока сделана из гипса, но потом ее выполнят в бронзе. Президенту фестиваля, Сергею Соловьеву она очень нравится:
- Совершенно поразительный по простоте, ясности и сердечности проект. Настоящая художественная работа. Мы были с Абдуловым очень близки, и, глядя на этот памятник, я вижу Сашу. В этом году мы презентуем памятник, и я надеюсь, что на 10-м фестивале, в будущем году, он уже будет стоять в Ханты-Мансийске...
* * *
Фестиваль "Дух огня" - конкурсный: премии по 300, 200 и 100 тысяч рублей - то есть немалые. Причем, конкурсов два: российский и международный. В международном будет показано 10 картин из Германии, Ирана, Испании, Дании и Колумбии, а Россия представлена фильмами "В субботу" Александра Миндадзе и "Сибирь, Монамур" Славы Росса. В программе российского кино - 11 дебютных лент, многие из них летом 2010 года были на "Кинотавре", на фестивале "Окно в Европу", некоторые уже награждены на европейских смотрах.
Девиз "Духа огня" в этом году - "Кино как искусство". Мария Зверева, руководитель программ фестиваля, говорит, что "кино как искусство" представлено, в основном, не в современных фильмах, а в ретроспективах:
- У нас есть программа "Игра в бисер", в которой российские режиссеры представляюют свои любимые классические фильмы. И вот там будет центр наших разговоров на тему "Кино как искусство".
Девиз "Кино как искусство" красуется на плакатах фестиваля . На одном воспроизведена картина "Голова лошади на фоне звездного неба" Олега Маслова и Алексея Козина (из группы "Новые художники") . Сергей Соловьев с ними знаком давно:
- Это питерские художники. А питерские художники отличаются от московских концептуалистов, они, в первую очередь, художники. Группу "новых художников" я когда-то собрал для презентации фильма "Асса". Доставали мы их картины из каких-то подвалов, с дикими скандалами с КГБ. А сейчас эти работы составляют главный фонд современного искусства русского музея.
Очевидно, Сергей Соловьев надеется, что молодых режиссеров ждет та же судьба, и скоро их картины будут бережно храниться в Госфильмофонде.
На другом плакате воспроизведен " Портрет Петипа с обезьяной на плече" Годешарта, и на вопрос Радио Свобода о связи этой картины с идеей фестиваля, Сергей Соловьев отвечал развернуто:
- Недавно по каналу "Культура" замечательно выступала профессор Черниговская из Петербургского университета. И она сказала, что ее не убеждает теория эволюции Дарвина, зато убеждает гипотеза американского ученого о том, что обезьяна произошла от человека.
Мы живем, если можно так выразиться, "с обезьяной на плече", как и изображено на этой картине. Огромное количество современных фильмов убеждает нас в том, что мы стремительно эволюционируем к обезьяне.
Оба плаката имеют смысл, но, кроме того, они просто красивы. А красота стремительно исчезает из нашей жизни, и есть целое огромное пространство, где она исчезла совсем, дай Бог чтобы не навсегда.
"Фильм как искусство" - мне кажется, именно этим определяются проблемы и российского, и мирового кино. О любых самых страшных вещах мог говорить Антониони, мог говорить Бергман, и каждый раз это было великое очищение зрителей, людей и, в конечном итоге, человечества. Почему? Потому что они разговаривали о любых ужасах жизни языком искусства. Этот язык трагически исчезает из мирового кино и этот язык, на котором все можно рассказать и изъяснить, исчезает как главный критерий нашего отечественного искусства. Из кинозалов исчезает дух искусства, - констатирует Сергей Соловьев