Сегодня много говорят о безопасности "Домодедово", но не говорят о ее экономической составляющей – финансовой истории аэропорта. А она более чем показательна.
В СМИ появлялись данные, что нынешний владелец аэропорта – группа "Ист Лайн" – возникла еще в СССР в феврале 1991 года. Это было функционирующее в Свердловске советско-лихтенштейнское совместное предприятие в форме акционерного общества закрытого типа. Сомневаюсь, что в советское время фирма с зарубежными корнями могла возникнуть без участия КГБ.
Среди основателей компании - Дмитрий Каменщик и Дмитрий Шаклеин.
Справка Радио Свобода
Дмитрий Каменщик основал и возглавил компанию "Ист Лайн" в Свердловске – ему тогда было 22 года. До этого он руководил туристической фирмой "Малахит". С 1993 по настоящее время Дмитрий Каменщик – председатель совета директоров группы "Иcт Лайн" и Председатель Совета директоров московского аэропорта "Домодедово".
Далее в биографии компании - многочисленные трансформации, у которых есть ряд характерных особенностей.
Летом 1994 года на Кипре была зарегистрирована новая компания – East Line, владельцем которой выступили лихтенштейнские компания и траст, одна из самых непрозрачных форм собственности.
В 1995-м – очередные перемены. Лихтенштейнская компания и Дмитрий Шаклеин (один из основателей того первого, свердловского, "Ист Лайна") учредили на паях уже российское ЗАО "Ист Лайн".
В 1998 году – еще одна реформация. Группа "Ист Лайн" учреждает аффилированную EAST LINE Handling. Позже в группе появляется новый офшор – Airport Services Development Ltd (остров Мэн, владел 19,99% ЗАО "Авиакомпания Ист Лайн").
В декабре 2000-го группа "Ист Лайн" объявила о реконструкции аэровокзального комплекса "Домодедово", которая была завершена после 2003-го года.
Похоже, в это же время произошла еще одна конфиденциальная трансформация группы "Ист Лайн". В ее бухгалтерских отчетах за 2000 - 2001 гг. появилась компания Hacienda Investments (Кипр), которая владела крупными пакетами в разных имеющих отношение к "Домодедово" компаниях. По данным российской регистрационной палаты, руководителем Hacienda являлся уже упоминаемый Дмитрий Шаклеин.
В российской прессе бытует мнение, что группа "Ист Лайн" начала бизнес с грузовых авиаперевозок и наземного обслуживания грузов. Так оно, в принципе, и было. Но был еще и… железнодорожный бизнес.
В 2004 году компания избавилась от него. И снова любопытная деталь – отнюдь не через российский рынок. Сделка проходила при участии российско-американской инвестиционной компании "Совлинк" через офшоры – то есть все платежи от купли-продажи были проведены мимо российского бюджета.
Компания "Совлинк" была образована в 1990 году. Иностранные учредителя – Salomon Sedgwick (вскоре вышел из акционеров с огромным скандалом), с российской – расположенный в Вене совзагранбанк "Донау-банк и "Совфинтрейд" (создан Постановлением Совета министров СССР от 25 июля 1988 г.). Повторю еще раз: в СССР создание зарубежных бизнес-структур было исключительной компетенцией КГБ.
В результате блестящего ведения бизнеса "отцами-основателями" компании (я имею в виду господ Каменщика, Шаклеина и др.) в 2004 году операционная рентабельность группы компании "Ист Лайн" достигла 42 процентов (в "нефтянке" и металлургии, например, рентабельность не превышала 25-30 процениов). Такой ценный бизнес не мог остаться незамеченным – и вот в лучших российских традициях началось выдавливание из этого бизнеса свердловских "отцов-основателей".
В результате, по официальным российским данным, компания "Ист Лайн" стала полностью принадлежать офшорной фирме FML Ltd с острова Мэн. С 2005 года эта самая FML Ltd владела и 98% акций ЗАО "Международный аэропорт "Домодедово" (владелец здания аэровокзала "Домодедово"). Среди совладельцев этой компании - Шон Кайрнс и Джейн Петерс.
С 2004-го в группе "Ист Лайн" появляется Валерий Михайлович Коган - в качестве председателя наблюдательного совета. По информации газеты "Ведомости", впрочем, его роль в компании была куда более значительна. Открытая информация об этом человеке предельно скудна и противоречива. Известно, что он родился в 1951 году, проходил срочную службу в ВМФ, имеет высшее экономическое образование. Сайт компании "Ист Лайн" сообщает, что Коган имеет "большой опыт административно-хозяйственной и дипломатической работы". Все попытки найти в бесплатном интернете информацию о том, какой конкретно "большой дипломатической работой" он занимался, абсолютно безуспешны. Просто какой-то "боец невидимого фронта" – или занимался абсолютно закрытой дипломатией, либо открытой, но под иной фамилией.
Надо сказать, что до последнего времени Валерий Коган был бизнесменом средней руки. В 2007 году с капиталом в 90 млн долларов он занимал лишь 499-е место в рейтинге 500 богатейших людей России журнала "Финанс". В 2008 году с состоянием в 600 млн долларов он был уже на 157-м месте.
Стремительно разбогатевший бизнесмен начинает жить на широкую ногу.
Пресса Израиля сообщает о нем удивительные вещи. Валерий Коган, один из самых скрытных российских олигархов, произвел фурор в израильских СМИ, купив на имя жены пять вилл в Кейсарии, на общую сумму в 17 млн долларов (его сосед - небезызвестный предприниматель Аркадий Гайдамак). Разрушив все строения на купленном участке земли, он собирался возвести там два здания с подземными стоянками, стоимостью в 50 млн долларов. Коган даже привез для этого в Израиль итальянских дизайнеров. Разрешение на слияние участков в один и начало строительства были уже получены, но из-за финансового кризиса российский олигарх был вынужден заморозить проект, а затем и выставить эту территорию на продажу, сообщала газета "Маарив".
За год до израильской эпопеи Валерий Коган приобрел землю и недвижимость (дом площадью в 2 тыс. кв. м) в американском городе Гринвич (штат Коннектикут). Замыслам олигарха воздвигнуть там апартаменты площадью в 5 тыс. кв.м. пытались воспротивиться местные жители, сообщало агентство Bloomberg. Члены местной комиссии выразили озабоченность тем, что планировка дома, включающая 26 туалетов и гараж на 12 автомобилей, предполагает, что в дом будет приезжать слишком много гостей. А улица, которая ведет к апартаментам, слишком узка и будет перегораживаться, создавая неудобства другим жителям. Тогда же выяснилось, что бизнесмену уже принадлежит недвижимость на Манхэттэне и в штате Калифорния.
Газета "Едиот Ахронот" писала, ссылаясь на одного из живущих в Израиле русскоязычных олигархов, что Коган – "бизнесмен, известный близостью к президенту Путину".
В 2007 году в биографии "Домодедово" очередные перемены. Для управления аэропортом создается новая компания – "Группа Ист Лайн". В нее входят управляющая (и снова!) офшорная компания Airport Serviсes Development Ltd и 15 предприятий, обеспечивающих работу "Домодедово". Сразу же после создания группа провела глобальную реконструкцию аэропорта, модернизировав взлетно-посадочные полосы, открыв новый аэровокзальный комплекс и договорилась с железнодорожниками о запуске первой электрички от Павелецкого вокзала до аэропорта.
2010-й год отмечен очередной трансформацией. Согласно ежегодному отчету FML (компания, которая номинально контролирует "Домодедово") 36,3% акций компании владеет уже упомянутый Шон Кайрнс, а 63,7% – Джейн Петерс. Между тем, еще год назад у FML было три акционера,. Третим был очередной офшор (Copperwood Nominees Ltd).
Кто стоит за этим офшором и за что его вышибли из совладеьцев – неизвестно. Кто заработал на всех этих куплях-продажах через офшоры? Тоже неизвестно.
В связи со всем вышесказанным у меня возникают вопросы.
Почему большинство платежей по рассмотренным выше трансформациям "Домодедово" проводились исключительно вне бюджета Российской Федерации? Кто стоит за этими многочисленными офшорами?
Знают ли российские власти, кто является реальным хозяином "Домодедово"? Вспомним, что последнее время в России все чаще слышны призывы привлечь к строгой ответственности всех виновных в трагедии, случившейся 24 января 2011 года, включая владельцев "Домодедова". Приведенные выше примеры многочисленных трансформаций являются косвенными доказательствами того, что подлинные владельцы аэропорта "Домодедово" менялись с 1991, как минимум, ТРИНАДЦАТЬ раз. При этом все они – с именами-паролями-явками – российским властям вряд ли известны, так как их документальные следы можно собрать исключительно вне российской территории, т.е. в зарубежных офшорах.
Нормальна ли ситуация, когда зарубежные финансовые интституты сквозь пальцы смотрят на офшорную активность россиян? Более десяти трансформаций компании, контролирующей "Домодедово" через зарубежные офшоры (каждый из которых имел не один счет в иностранных банках), проходили на глазах и при участии мировой финансового сообщества. И все они проведены без какого- либо контроля со стороны как западных банков, так и компетентных надзорных служб целого ряда зарубежных государств.
Трагедия в "Домодедове" в очередной раз заставляет задуматься о том, что мировая практика стимулирования офшоров "российского" происхождения, бесконтрольное перемещение ими денежных средств через западные банки – вещь чрезвычайно опасная. В этих условиях борьба с терроризмом скорее напоминает имитацию.
Я не утверждаю, что произошедший теракт связан с непрозрачной структурой собственности "Домодедова". Но это сигнал задуматься о том, что представляет собой структура собственности подобных - жизненно важных для России - предприятий. И не позволяет ли эта структура уводить за рубеж финансовые потоки, которые можно было бы потратить на ту же систему безопасности?
В СМИ появлялись данные, что нынешний владелец аэропорта – группа "Ист Лайн" – возникла еще в СССР в феврале 1991 года. Это было функционирующее в Свердловске советско-лихтенштейнское совместное предприятие в форме акционерного общества закрытого типа. Сомневаюсь, что в советское время фирма с зарубежными корнями могла возникнуть без участия КГБ.
Среди основателей компании - Дмитрий Каменщик и Дмитрий Шаклеин.
Справка Радио Свобода
Дмитрий Каменщик основал и возглавил компанию "Ист Лайн" в Свердловске – ему тогда было 22 года. До этого он руководил туристической фирмой "Малахит". С 1993 по настоящее время Дмитрий Каменщик – председатель совета директоров группы "Иcт Лайн" и Председатель Совета директоров московского аэропорта "Домодедово".
Далее в биографии компании - многочисленные трансформации, у которых есть ряд характерных особенностей.
Летом 1994 года на Кипре была зарегистрирована новая компания – East Line, владельцем которой выступили лихтенштейнские компания и траст, одна из самых непрозрачных форм собственности.
В 1995-м – очередные перемены. Лихтенштейнская компания и Дмитрий Шаклеин (один из основателей того первого, свердловского, "Ист Лайна") учредили на паях уже российское ЗАО "Ист Лайн".
В 1998 году – еще одна реформация. Группа "Ист Лайн" учреждает аффилированную EAST LINE Handling. Позже в группе появляется новый офшор – Airport Services Development Ltd (остров Мэн, владел 19,99% ЗАО "Авиакомпания Ист Лайн").
В декабре 2000-го группа "Ист Лайн" объявила о реконструкции аэровокзального комплекса "Домодедово", которая была завершена после 2003-го года.
Похоже, в это же время произошла еще одна конфиденциальная трансформация группы "Ист Лайн". В ее бухгалтерских отчетах за 2000 - 2001 гг. появилась компания Hacienda Investments (Кипр), которая владела крупными пакетами в разных имеющих отношение к "Домодедово" компаниях. По данным российской регистрационной палаты, руководителем Hacienda являлся уже упоминаемый Дмитрий Шаклеин.
В российской прессе бытует мнение, что группа "Ист Лайн" начала бизнес с грузовых авиаперевозок и наземного обслуживания грузов. Так оно, в принципе, и было. Но был еще и… железнодорожный бизнес.
В 2004 году компания избавилась от него. И снова любопытная деталь – отнюдь не через российский рынок. Сделка проходила при участии российско-американской инвестиционной компании "Совлинк" через офшоры – то есть все платежи от купли-продажи были проведены мимо российского бюджета.
Компания "Совлинк" была образована в 1990 году. Иностранные учредителя – Salomon Sedgwick (вскоре вышел из акционеров с огромным скандалом), с российской – расположенный в Вене совзагранбанк "Донау-банк и "Совфинтрейд" (создан Постановлением Совета министров СССР от 25 июля 1988 г.). Повторю еще раз: в СССР создание зарубежных бизнес-структур было исключительной компетенцией КГБ.
В результате блестящего ведения бизнеса "отцами-основателями" компании (я имею в виду господ Каменщика, Шаклеина и др.) в 2004 году операционная рентабельность группы компании "Ист Лайн" достигла 42 процентов (в "нефтянке" и металлургии, например, рентабельность не превышала 25-30 процениов). Такой ценный бизнес не мог остаться незамеченным – и вот в лучших российских традициях началось выдавливание из этого бизнеса свердловских "отцов-основателей".
В результате, по официальным российским данным, компания "Ист Лайн" стала полностью принадлежать офшорной фирме FML Ltd с острова Мэн. С 2005 года эта самая FML Ltd владела и 98% акций ЗАО "Международный аэропорт "Домодедово" (владелец здания аэровокзала "Домодедово"). Среди совладельцев этой компании - Шон Кайрнс и Джейн Петерс.
С 2004-го в группе "Ист Лайн" появляется Валерий Михайлович Коган - в качестве председателя наблюдательного совета. По информации газеты "Ведомости", впрочем, его роль в компании была куда более значительна. Открытая информация об этом человеке предельно скудна и противоречива. Известно, что он родился в 1951 году, проходил срочную службу в ВМФ, имеет высшее экономическое образование. Сайт компании "Ист Лайн" сообщает, что Коган имеет "большой опыт административно-хозяйственной и дипломатической работы". Все попытки найти в бесплатном интернете информацию о том, какой конкретно "большой дипломатической работой" он занимался, абсолютно безуспешны. Просто какой-то "боец невидимого фронта" – или занимался абсолютно закрытой дипломатией, либо открытой, но под иной фамилией.
Надо сказать, что до последнего времени Валерий Коган был бизнесменом средней руки. В 2007 году с капиталом в 90 млн долларов он занимал лишь 499-е место в рейтинге 500 богатейших людей России журнала "Финанс". В 2008 году с состоянием в 600 млн долларов он был уже на 157-м месте.
Стремительно разбогатевший бизнесмен начинает жить на широкую ногу.
Пресса Израиля сообщает о нем удивительные вещи. Валерий Коган, один из самых скрытных российских олигархов, произвел фурор в израильских СМИ, купив на имя жены пять вилл в Кейсарии, на общую сумму в 17 млн долларов (его сосед - небезызвестный предприниматель Аркадий Гайдамак). Разрушив все строения на купленном участке земли, он собирался возвести там два здания с подземными стоянками, стоимостью в 50 млн долларов. Коган даже привез для этого в Израиль итальянских дизайнеров. Разрешение на слияние участков в один и начало строительства были уже получены, но из-за финансового кризиса российский олигарх был вынужден заморозить проект, а затем и выставить эту территорию на продажу, сообщала газета "Маарив".
За год до израильской эпопеи Валерий Коган приобрел землю и недвижимость (дом площадью в 2 тыс. кв. м) в американском городе Гринвич (штат Коннектикут). Замыслам олигарха воздвигнуть там апартаменты площадью в 5 тыс. кв.м. пытались воспротивиться местные жители, сообщало агентство Bloomberg. Члены местной комиссии выразили озабоченность тем, что планировка дома, включающая 26 туалетов и гараж на 12 автомобилей, предполагает, что в дом будет приезжать слишком много гостей. А улица, которая ведет к апартаментам, слишком узка и будет перегораживаться, создавая неудобства другим жителям. Тогда же выяснилось, что бизнесмену уже принадлежит недвижимость на Манхэттэне и в штате Калифорния.
Газета "Едиот Ахронот" писала, ссылаясь на одного из живущих в Израиле русскоязычных олигархов, что Коган – "бизнесмен, известный близостью к президенту Путину".
В 2007 году в биографии "Домодедово" очередные перемены. Для управления аэропортом создается новая компания – "Группа Ист Лайн". В нее входят управляющая (и снова!) офшорная компания Airport Serviсes Development Ltd и 15 предприятий, обеспечивающих работу "Домодедово". Сразу же после создания группа провела глобальную реконструкцию аэропорта, модернизировав взлетно-посадочные полосы, открыв новый аэровокзальный комплекс и договорилась с железнодорожниками о запуске первой электрички от Павелецкого вокзала до аэропорта.
2010-й год отмечен очередной трансформацией. Согласно ежегодному отчету FML (компания, которая номинально контролирует "Домодедово") 36,3% акций компании владеет уже упомянутый Шон Кайрнс, а 63,7% – Джейн Петерс. Между тем, еще год назад у FML было три акционера,. Третим был очередной офшор (Copperwood Nominees Ltd).
Кто стоит за этим офшором и за что его вышибли из совладеьцев – неизвестно. Кто заработал на всех этих куплях-продажах через офшоры? Тоже неизвестно.
В связи со всем вышесказанным у меня возникают вопросы.
Почему большинство платежей по рассмотренным выше трансформациям "Домодедово" проводились исключительно вне бюджета Российской Федерации? Кто стоит за этими многочисленными офшорами?
Знают ли российские власти, кто является реальным хозяином "Домодедово"? Вспомним, что последнее время в России все чаще слышны призывы привлечь к строгой ответственности всех виновных в трагедии, случившейся 24 января 2011 года, включая владельцев "Домодедова". Приведенные выше примеры многочисленных трансформаций являются косвенными доказательствами того, что подлинные владельцы аэропорта "Домодедово" менялись с 1991, как минимум, ТРИНАДЦАТЬ раз. При этом все они – с именами-паролями-явками – российским властям вряд ли известны, так как их документальные следы можно собрать исключительно вне российской территории, т.е. в зарубежных офшорах.
Нормальна ли ситуация, когда зарубежные финансовые интституты сквозь пальцы смотрят на офшорную активность россиян? Более десяти трансформаций компании, контролирующей "Домодедово" через зарубежные офшоры (каждый из которых имел не один счет в иностранных банках), проходили на глазах и при участии мировой финансового сообщества. И все они проведены без какого- либо контроля со стороны как западных банков, так и компетентных надзорных служб целого ряда зарубежных государств.
Трагедия в "Домодедове" в очередной раз заставляет задуматься о том, что мировая практика стимулирования офшоров "российского" происхождения, бесконтрольное перемещение ими денежных средств через западные банки – вещь чрезвычайно опасная. В этих условиях борьба с терроризмом скорее напоминает имитацию.
Я не утверждаю, что произошедший теракт связан с непрозрачной структурой собственности "Домодедова". Но это сигнал задуматься о том, что представляет собой структура собственности подобных - жизненно важных для России - предприятий. И не позволяет ли эта структура уводить за рубеж финансовые потоки, которые можно было бы потратить на ту же систему безопасности?