Уроки арабского, не только для США

Президент Обама объяснил линию поведения Белого дома во время египетского кризиса

Американские политики и наблюдатели продолжают осмысливать значение и возможные последствия бурных народных волнений в странах Северной Африки и Ближнего Востока.

Президент Барак Обама предупредил дружественные Соединенным Штатам автократические режимы о том, что представители молодого поколения на Ближнем Востоке жаждут перемен. Выразив осторожную поддержку демонстрациям в поддержку демократии, которые продолжались 15 февраля в Бахрейне, Иране и Йемене, Обама заявил, что правительствам этих стран не удастся силой заставить своих граждан замолчать, особенно если эти граждане пользуются современными средствами коммуникации.

- Мир меняется. На Ближнем Востоке подросло молодое, энергичное поколение, которое ищет лучших перспектив. Если вы руководите этими странами, вам необходимо предвидеть перемены. Вы не можете отставать от траектории развития.

Во время пресс-конференции во вторник Барак Обама упорно отстаивал ту линию, которой придерживалась его администрация в ходе египетских событий. На протяжении 18-дневного кризиса в Египте Белый дом не испытывал недостатка в критике. Одни упрекали администрацию в нерешительной поддержке простых египтян, вышедших на площадь Тахрир; другие – напротив, в том, что Обама слишком быстро отказался от поддержки Мубарака, важного ближневосточного союзника США. Наблюдатели считают, что противоречивые сигналы из Белого дома повлияли на решение Мубарака остаться у власти до сентября, которое в свою очередь привело в еще большую ярость его сограждан, добившихся затем его отставки. Тем не менее, Барак Обама уверен, что история положительно оценит роль Соединенных Штатов в египетских событиях, которые многие называют революционными.

- Думаю, история, в конце концов, подтвердит, что на каждом этапе мы принимали исторически правильные решения. Мы не считали, что можем диктовать исход событий в Египте. Протестующие одержали верх с минимальными проявлениями насилия и антизападных настроений. Это указывает на то, что в сложной ситуации мы поступали почти правильно.

Консервативные законодатели в Иране призвали судить и приговорить к смерти лидеров оппозиции после ожесточенных столкновений демонстрантов и сил безопасности. В демонстрации солидарности с египетской оппозицией участвовали десятки тысяч оппозиционно настроенных иранцев. Барак Обама заострил внимание на том, что в Египте, в отличие от Ирана, власти не применяли оружия против демонстрантов. Вместе с тем Обама заявил, что влияние США на перемены в суверенных странах Ближнего Востока не может простираться дальше моральной поддержки сторонников реформ.

- Мы продолжим наблюдать за тем, как народ Ирана будет мужественно выражать свое стремление к расширению свобод и более представительному правительству. В то же время мы понимаем, что Америка не может определять ход событий в Иране в большей степени, чем в Египте. В конце концов, это суверенные страны, которым предстоит самостоятельно принимать решения.


Насколько благоприятны могут быть внешнеполитические перспективы Соединенных Штатов в свете очевидных перемен в регионе, который простирается от стран Магриба до Ирана? С этим вопросом я обратился к Роберту Фридману, профессору-международнику Университета Джонса Хопкинса в Балтиморе.

- Я всегда верил в благотворность демократии. Но демократические выборы всегда чреваты риском победы тех, кто на деле далек от демократических ценностей. Именно так победил ХАМАС на выборах в Палестинский законодательный совет в 2006 году. В этом смысле исход выборов в Египте, ожидаемых через полгода, пока неизвестен. Другой важнейший момент – судьба текущих мирных соглашений Израиля с Египтом и Иорданией, которые были заключены с высшей элитой этих стран. Если оппозиция рождается в массах, недовольных режимами, соответственно она может подвергнуть пересмотру все, что связано с этими режимами, включая отношения с США и Израилем. Но если силы демократии в этих странах поймут, что мир с Израилем соответствует их интересам - это будет намного более долговременный и прочный мир, чем сейчас. Вопрос также в том, существует ли способ, которым Соединенные Штаты могли бы спокойно, без помпы помочь в развитии истинных демократических институтов в Тунисе, Египте, других странах региона. Если вспомнить историю, США приложили много усилий к укреплению демократических институтов в странах Европы после Второй мировой войны и позже, после развала СССР и Варшавского договора. Мне кажется, что некоторые американские наблюдатели испытывают эйфорию в связи с событиями в странах Ближнего Востока. Я бы предложил проявлять осторожный оптимизм. Так что подождем и посмотрим, действительно ли египетская военная верхушка желает изменить конституцию страны, позволить открытое создание политических партий. Сегодня движение «Братья-мусульмане» заявило о намерении стать партией. Предполагаю, что такие оппозиционеры как Айман Нур и Мохаммед аль-Барадеи также будут стремиться создать свои партии. В любом случае, выборы, которые военное руководство Египта обещает провести через 6 месяцев, станут очень интересным событием.

Профессор Фридман признаёт опасность того, что вся инициатива на выборах в Египте может быть перехвачена исламистами, как это произошло в 1979 году в Иране. Однако, отмечает эксперт, в Египте такой сценарий куда менее вероятен.