Почему в Саратове протестуют против нового объекта для захоронения ядерных отходов

Ирина Лагунина: Намерение госкорпорации "Росатом" создать в Саратовской области пункт захоронения радиоактивных отходов низкого и среднего уровня активности вызвало протест областного правительства, официальных и независимых экологов, а также регионального отделения партии "Яблоко". Дело в том, что в 2010-м году на территории области уже было введено в эксплуатацию новое хранилище вместимостью пять тысяч кубических метров, строительство еще одного пункта, на сто пятьдесят кубических метров радиоактивных отходов, вероятнее всего предполагает их ввоз в Саратовскую область из других регионов. Рассказывает Ольга Бакуткина.

Ольга Бакуткина: В минувшую пятницу в Москве у здания госкорпорации "Росатом" саратовское региональное отделение партии "Яблоко" провело пикет против строительства под Саратовом могильника для хранения радиоактивных отходов.Поддержать пикетирующих пришли московские однопартийцы. Всего в акции участвовали двадцать человек, в том числе председатель партии "Яблоко" Сергей Митрохин. После двухчасового пикета его участники передали в отдел корреспонденции "Росатома" требование об официальном отказе госкорпорации от реализации проекта по размещению хранилища радиоактивных отходов в Саратовской области. Почему акцию протеста необходимо было проводить в Москве, рассказывает руководитель саратовского регионального отделения партии "Яблоко" Дмитрий Коннычев:

Дмитрий Коннычев: Мы считаем правильным донесение позиции до тех, кто принимает решение непосредственно. Подписи в Саратове, какие-то пикеты – это дело хорошее, но оно не такое эффективное с точки зрения донесения нашей позиции. То есть мы считаем, что нам такого добра в Саратовской области рядом с крупным миллионным городом совершенно не нужно. Плюс к тому зона отчуждения, я думаю, она не очень велика. И в этих же районах находятся поля, сельхозпроизводители, то есть предприятия аграрного сектора, которые кормят саратовцев. И несмотря на заверения о том, что все это будет хорошо уложено, спрятано, сохранено, защищено, мы считаем, что планы по расширению захоронения необходимо остановить любыми способами. И партия "Яблоко" примет самое активное участие в общественном движении против такого решения Росатома.

Ольга Бакуткина: История борьбы против строительства пункта захоронения радиоактивных отходов у села Докторовка начиналась, как детектив. В ноябре прошлого года первые слухи о намерениях "Росатома" просочились в средства массовой информации. В начале декабря подтверждающие эти слухи документы удалось неофициально получить руководителю саратовского отделения общероссийской общественной организации "Зеленый патруль", советнику губернатора Игорю Шопену.

Игорь Шопен: Пришла информация в начале декабря, что Росатом планирует на базе своего подразделения РосРАО, которое находится в 12 километрах от города Саратова, развернуть строительство и до 2015 года построить могильник на 150 тысяч кубов. Соответственно нами были предприняты всевозможные действия, то есть получение информации в максимальном количества для правительства Саратовской области, для общественности. В конце декабря месяца пришли документу с Росатома – это декларация о намерениях и пояснительная записка.

Ольга Бакуткина: Документы из "Росатома" не случайно пришли в канун нового года, рассмотрены они были лишь после новогодних каникул, а письмо губернатора области Павла Ипатова на имя заместителя генерального директора "Росатома" Евгения Евстратова датировано 25-м января. В письме приводятся следующие аргументы против строительства опасного объекта: расширение границ Саратова может привести к тому, что расположенное в 12-ти километрах хранилище окажется в городской черте, нарушается федеральный закон "Об охране окружающей среды", запрещающий размещение опасных и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, кроме того, в декабре 2010-го года уже введено в эксплуатацию новое хранилище твердых радиоактивных отходов - наземного типа на пять тысяч кубометров. На этом основании реализацию проекта "Росатома" правительство Саратовской области сочло нецелесообразным. Казалось бы, вопрос исчерпан. На пресс-конференции 1-го февраля губернатор Павел Ипатов подтвердил, что проект "Росатома" в Саратовской области реализован не будет.

Павел Ипатов: Ситуация в том плане, что есть обращения госкорпорации Росатом и есть отказ в строительстве в Саратовской области, потому что нам не предоставили обоснование реализации этого проекта.

Ольга Бакуткина: То есть вопрос этот закрыт?

Павел Ипатов: Вопрос этот на данном этапе закрыт. Но я не исключаю, что госкорпорация Росатом начнет какие-то аргументы приводить. Но для нас аргументом является закон Российской Федерации. Незаконные действия госкорпорации Росатом на территории Саратовской области не пройдут.

Ольга Бакуткина: Через неделю, 8-го февраля, в центре Саратова "Зеленый патруль" начал сбор подписей на пикете против строительства хранилища радиоактивных отходов, инициированный руководителем организации советником губернатора Игорем Шопеном. Вот как он объясняет необходимость проведения сбора подписей жителей Саратова:

Игорь Шопен: У нас в стране можно делать много заявлений, а делать все равно то, что ты задумал. Вот официальный документ они нам пришлют, что Росатом отказывается от строительства на территории Саратовской области 150-тысячика. Все, после этого мы свою акцию закончим, закончим сбор подписей. Но мы их никуда не денем, мы их сброшюруем и положим. Если какие-то действия начнутся по новой, мы эти документы просто передадим президенту Российской Федерации.

Ольга Бакуткина: По словам Игоря Шопена, горожане охотно оставляют свои подписи под требованием к "Росатому".

Игорь Шопен: Люди стали приходить и очень активно брать подписные листы, собирают подписи в больницах, в больших супермаркетах, в учебных заведениях, в воинских частях. Приходят очень уважаемые люди города Саратова, приходят не как члены партии, не как члены правительства, члены городской администрации, а приходят как именно граждане, и люди подписываются под тем, чтобы нашим внукам, нашим детям поблизости не было радиоактивного могильника.

Ольга Бакуткина: В преддверии муниципальных выборов "нерядовые горожане" действительно замечены у пункта сбора подписей, поскольку о своей гражданской позиции они охотно и подолгу говорят перед случайно оказавшимися в этот момент телекамерами. Вот как комментирует ситуацию председатель саратовского отделения Союза координационных советов, председатель общественно-экологического совета, объединяющего экологические организации Саратовской области, Ольга Пицунова

Ольга Пицунова: Я как представитель общественной организации, к сожалению, никогда не видела добрых намерений правительства, направленных на защиту интересов населения области. Поэтому когда правительство отказывается от какого-то инвестиционного проекта, безусловно, у него есть на то какие-то свои внутренние основания, но они никак не связаны с нашей безопасностью. То есть мы предполагаем, что, возможно, правительство ведет торг с Росатомом на предмет, что получит область или правительство или бюджет. Мы не знаем, по поводу чего ведется торг, но идет торг. Мы бы не хотели, чтобы произошла такая ситуация, когда все-таки они договорятся, и этот проект будет запущен.

Ольга Бакуткина: Независимые экологические организации области также ведут сбор подписей под требованием к "Росатому", но их требования радикальнее

Ольга Пицунова: Для нас важно не то, что будут строить или не будут строить на 150 тысяч, но факт заключается в том, что существующий полигон "Радон", он расположен в непосредственной близости от города. Рядом с ним расположено несколько сел. Более того, он расположен в местности, где берут начало несколько рек. Рядом расположенные села используют воду грунтовую, то есть они из колодцев воду берут для своего питьевого водоснабжения. По существующим требованиям радиационной безопасности такие объекты не должны располагаться вблизи населенных пунктов, на водосборной поверхности. То есть этот объект сам по себе сейчас, вне зависимости от того, будет он расширен или нет, действует в нарушение существующих норм радиационной безопасности. И с нашей точки зрения его нужно закрывать, территорию нужно приводить в порядок. Те хранилища, которые не соответствуют нынешним нормам, нужно повышать их уровень надежности. Я не уверена, что Росатом намерен это сделать. Именно поэтому мы, представители общественных организаций, написали письмо и в правительство Саратовской области, и в Росатом, и в надзорные органы с требованием, чтобы именно эти условия были соблюдены. И кроме того, мы считаем, что надо открыть полностью всю информацию о воздействии этого объекта на окружающую среду. То есть какое воздействие объекта за все время его существования, насколько загрязнена территория, что необходимо сделать на этой территории, чтобы ее реабилитировать и чтобы она была использована людьми, как лес, как природный объект и так далее.

Ольга Бакуткина: За поддержкой Ольга Пицунова через интернет обратилась к общественным организациям других регионов. Откликнулись уже более 80-ти общественных экологических организаций России. Из многолетнего опыта работы Ольга Пицунова знает, что отстоять свое право на безопасную среду обитания жителям региона мешают их собственные пассивность или непоследовательность

Ольга Пицунова: Вообще у нас вся область как полигон. Потому что одно время была одна из крупнейших атомных станций не только в России, но и в Европе, объект по уничтожению химического оружия. Причем парадоксально, объект, где было меньше всего химического оружия в поселке Горном, сюда приехали реакционные массы из Удмуртии. На самом деле те, кто продвигает подобные инвестиционные проекты, они же постоянно бросают пробный камень – они смотрят на реакцию жителей. И в тех регионах, где жители допускают вот такое с собой обращение, где они позволяют строить опасные объекты, они там это и делают. Если они видят, что жители против, они этого не делают. Поэтому здесь очень важна позиция жителей. И мы в свое время пытались очень много и долго помочь жителям Горного, но, к сожалению, их позиция была не всегда последовательной. Их купили. Причем покупали сначала на уровне руководителей, лидеров движения сопротивления этому объекту, давали квартиры, еще что-то такое. Потом обещали какие-то льготы. В конечном итоге их все равно обманули. То есть трижды мы начинали кампании, нам приходилось эти кампании сворачивать, почти не добившись ничего, потому что не было последовательной позиции.

Ольга Бакуткина: Жителям поселка Горный, где построен завод по уничтожению химического оружия, обещали статус закрытого территориального образования с полагающимися льготами, новые коттеджи и рабочие места. Этот статус действительно получили два новых поселка, выстроенные при заводе. Вот только живут там приехавшие специалисты, военные да поселковое руководство. А старый поселок Горный остался без обещанных благ. Появится ли новый опасный объект у села Докторовка и что будет с уже существующим, зависит и от тех, кто живет рядом с этими объектами.