Музей русской иконы


Марина Тимашева: В Москве открылся первый частный Музей русской иконы. С научным консультантом музея, ведущим научным сотрудником отдела древнерусского искусства государственного Русского музея Ириной Шалиной беседует Татьяна Вольтская.

Татьяна Вольтская: Музей русской иконы создан предпринимателем, меценатом и коллекционером Михаилом Абрамовым. Собственно говоря, музей начал возникать из небытия еще 5 лет назад, когда коллекция Абрамова была частично выставлена в одном из московских бизнес-центров. В 2008 году была выставка в Третьяковской галерее, в 2009 - в Пушкинском музее, а затем и в других музеях, российских и зарубежных. И вот теперь собрание обрело собственный дом и поэтому может быть выставлено целиком. Коллекция замечательная и очень большая - около 4000 памятников древнерусского и восточно-христианского искусства, в том числе около 600 икон, - говорит научный консультант музея, ведущий сотрудник Русского музея Ирина Шалина.

Ирина Шалина: Собрание Третьяковской галереи, которая открылась благодаря собранию Павла Михайловича Третьякова, Петр подарил его, как городскую галерею, Москве, но сначала она существовала как частное собрание, это первый в России музей, который был открыт, собственно, как музей иконы. Это 1899 год, прошло сто лет с этого дня. И последний музей - 1909 год, открытие Музея-квартиры Ильи Семеновича Остроухова, знаменитого художника, мецената, коллекционера, тонкого знатока русской иконы и, по сути дела, открывателя русской иконы. Именно в его доме впервые была организована профессиональная реставрационная мастерская. И вот тот образ иконы, который мы сейчас знаем, это те иконы, первые расчистки, которые были произведены в реставрационной мастерской благодаря финансированию, а, самое главное, горячему желанию и любви к русской иконе Ильи Семеновича Остроухова. Какова судьба дальнейшего частного коллекционирования за сто лет? Собраний было много, они сохраняются даже с советского времени, например, такая известная коллекция как коллекция семьи Воробьевых, коллекция замечательная. Но это семейные и домашние музеи, побывать в которых можно только с разрешения. А вот такое явление, которое сейчас мы переживаем - открытие нового музея, оно поистине грандиозно и мне до сих пор даже не верится, что оно произошло. Шесть лет тому назад Михаил Абрамов решил собирать русскую икону. Как всегда, такое собирательство достаточно еще мало знающего в русской иконе человека началось с приобретения первых икон со святыми, которые являлись ангелами-хранителями как самого владельца, так и его сыновей. Ясно, что такого желания собирательства у Михаила Абрамова не было, и, как человек глубоко православный, он задался вопросом: а хорошо ли в доме иметь на стенах древние иконы? И вот тогда возникла идея - не создать ли некий открытый музей. Что такое коллекция? Это, прежде всего, эстетический вкус самого владельца. Когда собирается музей, то цели стоят совершенно другие, и это не только широкие хронологические рамки, но и желание представить достаточно широко те главные художественные направления, которые существовали в Древней Руси, начиная с древнего времени и заканчивая поздним.

Татьяна Вольтская: То есть, всего шесть лет. Вот я не могу поверить, что десятилетиями, поколениями собираются коллекции, а здесь всего шесть лет и - такой результат.

Ирина Шалина: Четыре тысячи экспонатов это не только серьезное собрание, но оно намного превышает и многие достаточно серьезные наши государственные музеи. Наибольшую ценность представляет собрание древних икон. Всего икон насчитывается около 600. 14-й век представлен сразу несколькими памятниками, что даже для крупных государственных музеев не всегда частое явление. Шедевром, конечно, является небольшая, но очень ценная икона Николая Чудотворца (Мирликийского), это небольшая икона Николы в рост, которая происходит из небольшой часовни маленького поселения, деревни на реке Онеге. Такие паспортные данные для иконы 14-го века - случай уникальный.

Татьяна Вольтская: Кажется, что это в Италии в любой деревеньке в храме живут шедевры. Неужели, и у нас тоже?

Ирина Шалина: Мы точно знаем, что из этой же деревни происходят еще две иконы - парные Архангелы Михаил и Гавриил, которые когда-то одним из коллекционеров, точнее, художником, были вывезены. Причем две из трех вывезенных икон оказались за рубежом, и сейчас они как будто бы возвращены в Россию - они оказались в числе подаренных Патриархии русских икон из Европы. Парадокс заключается в том, что эти иконы очень давно оказались в России, но до сих пор, как мы точно знаем, находятся еще запакованными в ящиках.

Татьяна Вольтская:
То есть частный коллекционер заботится о том, чтобы все это увидели, а Патриархат держит их запакованными, я правильно поняла?

Ирина Шалина: Это была большая партия икон, которые были переданы, по последним сведениям они находятся еще в запакованном виде в Храме Христа Спасителя. Мы точно знаем, что среди них есть замечательные памятники 14-го, 15-го и 16-го века. Кроме этой иконы 14-го века есть еще один памятник того же времени, это Чудо Георгия о Змие. Любой коллекционер всегда мечтает иметь Георгия на темном коне. Тому собранию тоже очень повезло - это такой редкий пример черного коня, темного коня.

Татьяна Вольтская: В основном же, белые кони.

Ирина Шалина:
Да. Не исключено, что масть коня была какими-то образом связана с упоминаниями Апокалипсиса о появлении всадника на конях разной масти, но тут еще не найдены какие-то серьезные источники, во всяком случае, само по себе появление этой иконы замечательно. Замечательно представлен 15-й века. Икона Пророка Гидона, очень редкий образ, причем, это кто-то из учеников Рублева и подмосковный храм. Интересно, что икона происходит из старого собрания Михаила Чуванова, это очень известный старообрядец, многие из икон которого попали в Музей личных собраний Государственного музея имени Пушкина. И второй пророк из того же пророческого ряда находится в этом собрании, тоже случай интересный. Уникальным памятником в собрании Музея русской иконы является портрет трех Святых князей Ярославских — Федора, Давида и Константина - конца 15-го века. Повезло этому собранию и с точки зрения комплексов - целых два больших серьезных комплекса, один из которых датируется концом 15-го века, другой серединой 16-го века. Но вот чем особенно славится это собрание, это коллекция и подборка икон Псковской школы живописи.

Татьяна Вольтская: Такой радостной, яркой школы.

Ирина Шалина: И очень необычной. Все русские художники и знатоки русской иконописи всегда радовались появлению любой псковской иконы в их коллекции. От псковских икон сохранилось очень немного, само по себе такое понятие, явление Псковской школы иконописи, было открыто только в 20-е-30-е годы ХХ века, тогда, когда основные государственные музеи и были уже скомплектованы. Среди памятников 17-го века, в первую очередь, нужно выделить просто уникум, безусловный шедевр собрания - подписная икона Семена Ушакова. Последние реставрационные раскрытия этой иконы обнаружили подлинную авторскую подпись Семена Ушакова. Это, конечно, открытие серьезное. Что еще входит в собрание этого музея? Совершенно уникальная для России коллекция древних византийских памятников, около ста предметов, которые датируются от 6-го до 12-го столетия, в основном, это выносные запрестольные кресты с небольшими вкраплениями мощей, резными изображениями, подписями, датами. То есть это тоже очень серьезный материал для будущих исследований. И, наконец, уникальный для любого российского музея - цельный греческий иконостас с иконами, длиной 8,5 метров, высотой около 5-ти, для которого владелец вынужден был специально оборудовать зал. Такого рода памятники не так просто установить в любом музейном пространстве. Много лет иконостас служил в одном из немецких домов библиотекой для одного из немецких профессоров, который просто использовал эту резную раму иконостаса в качестве основы для библиотеки. Но когда встал вопрос о приобретении его для коллекции, только услышав, что иконостас попадает в музей и будет реставрирован, владелец согласился передать его в музей. Иконостас реставрировался в течение нескольких лет очень серьезной группой петербургских реставраторов, но в том виде, в котором он сейчас предстал перед зрителем, это было одно из самых выдающихся зрелищ.

Татьяна Вольтская: Напоследок стоит сказать, что одним из важных направлений работы является возвращение на родину русских икон, проданных, а то и украденных когда-то из советской России.

Марина Тимашева: Татьяна Вольтская разговаривала с Ириной Шалиной о новом, частном, музее русской иконы.