Дмитрий Медведев занялся экстренной политикой

Дмитрий Медведев на заседании НАК не скупился на суровые заявления, которые многие эксперты посчитали началом его предвыборной кампании

22 февраля Дмитрий Медведев провел заседание Национального антитеррористического комитета во Владикавказе. Одним из поводов для внезапного визита на Кавказ стали недавние события в Кабардино-Балкарии: нападение на туристов и взрыв.

Президент заявил, что эти происшествия никак не повлияют на планы развития туристической отрасли в регионе, но призвал правоохранительные органы усилить работу по борьбе с терроризмом. Руководитель ФСБ Александр Бортников тут же дал указание усилить антитеррористические меры в Кабардино-Балкарии. Дмитрий Медведев распорядился также, чтобы все министры правительства регулярно посещали северокавказский регион.

Визит Дмитрия Медведева в Северную Осетию заранее не анонсировался. При посадке самолета президента аэропорт в Беслане работал в обычном режиме. Приземлившись, Дмитрий Медведев сначала посетил кладбище жертв трагедии в бесланской школе, возложил на могилы цветы, после чего уехал во Владикавказ.

В заседании Национального антитеррористического комитета приняли участие глава ФСБ Александр Бортников, руководители силовых блоков, федеральные министры, полпреды президента, руководители Северо-Кавказских республик, а также руководство силовых структур региона. Основная тема заседания – ситуация, сложившаяся в последнее время в регионе. Дмитрий Медведев заявил, что нанесение ударов по террористам должно быть продолжено:

Эти выродки не церемонятся ни с женщинами, ни с детьми. Их не следует жалеть
– Причем, речь не идет только об акциях возмездия террористам. Конечно, террористов нужно предавать суду. Если они оказывают сопротивление, то их надо без всякого колебания безжалостно уничтожать. Эти выродки не церемонятся ни с женщинами, ни с детьми. Их не следует жалеть. Но речь, подчеркиваю, идет не только о расплате. Нужны и превентивные акции, так как это происходит в целом ряде других государств, то есть нанесение ударов по их норам, по пещерам, по лежкам, где они находятся. И эту работу нужно доводить до конца. Останавливаться нельзя, – предупредил президент.

22 февраля состоялось первое заседание антитеррористического комитета, в котором принял участие глава государства. Вполне логично, что именно в столице Северной Осетии президент поднял самый актуальные сегодня вопрос борьбы с терроризмом – другого выхода у него не было, считает эксперт центра Карнеги Алексей Малашенко:

– После "Домодедово" нужно было поднимать руки. Ведь все то, что было после "Домодедово", все эти "раздобудьки", якобы ингушский след или отсутствие чеченского следа – выглядит настолько инфантильно, наивно и беспомощно, что совершенно непонятно, как показать, что есть власть, которая может предотвращать теракты. Поставьте себя на место того же Медведева. Как ему реагировать? Как ему доказывать, что он президент? А есть еще и премьер, у которого имеются какие-то рычаги, какие-то возможности. Получается, что все эти возможности, что вся эта политика не стоит выеденного яйца. И Путин с Медведевым прекрасно понимают, как они выглядят в глазах и общества, и Северного Кавказа. В этом отношении то, что президент туда поехал, то, что он говорил – все это производит очень жалкое и беспомощное впечатление, – полагает Алексей Малашенко.

"Именно здесь на Кавказе наши граждане практически ежедневно сталкиваются с терроризмом. Он существует и в других частях страны, но на Кавказе он встречается практически повсеместно, теракты происходят весьма часто", - сказал Медведев. Заявление президента комментирует политолог, директор Информационно-аналитического центра постсоветского пространства Алексей Власов:

– Дмитрий Медведев твердо намерен любыми средствами навести порядок, избежать перерастания нынешней ситуации в режим неуправляемости. Он сделал очень важное замечание, он обратил внимание на социальный контекст возникших проблем. Люди, которые живут на Кавказе, должны ощущать себя полноценными гражданами России...

Дмитрий Медведев уточнил на заседании, что планируемое в связи с реформой сокращение числа сотрудников МВД "никак не затронет Кавказ. Осуществляется защита судей в регионе, но это только самое начало. Работа должна быть продолжена". Также глава государства отметил, что за прошедший год было "уничтожено 332 бандита, в том числе более 40 главарей, а более 600 участников бандформирований задержаны и переданы суду". По мнению политолога Алексея Малашенко, в данной ситуации речь идет не о бандитах и террористах:

– Есть политическая, религиозная, жестокая и зарвавшаяся позиция людей, но это не проблема бандитизма. Это не уголовники. Это трагическая политическая ситуация на Северном Кавказе. Я сейчас даже не хочу никого в этом обвинять. Но признать это власть сейчас не может. Ведь это признать, что в самом болезненном в России политическом месте власть ничего не может сделать. И все то, что мы наблюдаем – это болтовня. Я удивлен, что Путин туда не поехал. А, может быть, наоборот – правильно, что он не поехал. Поскольку тот, кто поехал, тот и взял на себя ответственность. А смотреть на Путина, который после "разговоров о сортире" будет отвечать за то, что сейчас происходит – это смешно и нелепо, это слабость.

Нельзя винить силовиков и представителей спецслужб в сложившейся на Северном Кавказе ситуации, убежден политолог Алексей Власов:

– Нельзя сказать, что это проблема некомпетентности силовиков или проблема некомпетентности представителей полпредов по Северо-Кавказскому федеральному округу. Просто после ликвидации открытых крупных террористических сетей на Северном Кавказе терроризм мутировал, стали работать факторы, которые, на мой взгляд, в какой-то момент силовикам стало сложнее отслеживать. Изменения инструментов локализации и предотвращения терактов не сработали на опережение в тот момент, когда и лицо терроризма изменилось, и произошло определенное сращивание криминалитета и бандформирований. На это требовалось время. Работа информаторов спецслужб в той среде, в которой сейчас формируется новый молодежный терроризм на Северном Кавказе, чрезвычайно затруднена. Значит, не срабатывают механизмы раннего упреждения. Это вопрос о поиске адекватных ответов на новые вызовы, которые мы получаем на Северном Кавказе, – говорит Алексей Власов.

Дмитрий Медведев обратил внимание на последние события в Кабардино-Балкарии, где неизвестные расстреляли микроватобус с туристами из Москвы и подорвали канатную дорогу. Президент не исключил, что за подрывом могу стоять не террористы, а представители криминала. "Надо все восстановить в самые короткие сроки, чтобы мерзавцы, которые это совершили, не радовались. И разобраться с криминалитетом, который вокруг этих мест ошивается. Бандитам не удастся остановить развитие туристической отрасли на Северном Кавказе", - заявил президент. По мнению Алексея Власова, выступление Дмитрия Медведева на заседании Национального антитеррористического комитета можно смело называть предвыборными политическими шагами:

– Это было именно политическое заявление. Его участие в совещании, которое проходило в непосредственной близости от возможных очагов террористической активности, в каком-то смысле показывает, что вторая половина 2011 года (а это начало избирательного цикла, ориентированного на 2012 год) пройдет под знаком прямого участия Медведева в решении всех проблем, которые имеют стратегическое значение для России.