Эксперт Юрий Федоров – о визите Владимира Путина в Евросоюз

С председателем Еврокомиссии Баррозу Путин встретится не в первый раз

Премьер-министр России Владимир Путин 23-24 февраля 2011г. посетит Брюссель с рабочим визитом. Российский премьер примет участие в очередной встрече в формате "правительство РФ - Европейская комиссия", состоятся его переговоры с председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу и председателем Евросовета Херманом Ван Ромпеем.

Основное внимание будет уделено новому базовому соглашению Россия – Евросоюз, проблемам присоединения России к Всемирной торговой организации, проектам энергетического сотрудничества, а также вопросам промышленной политики.

Главные проблемы во взаимоотношениях между Россией и Европейским Союзом для Радио Свобода проанализировал внешнеполитический эксперт Юрий Федоров:

– Нужно различать проблемы, важные для России, с одной стороны, и проблемы, важные для Европы, с другой. Для России, с точки зрения интересов населения, требуется снять визовые проблемы и добиться безвизового режима с Европейским Союзом. Что касается российских властей, то есть несколько главных задач, которые ставит перед собой Москва. Первая – укрепить энергетическую зависимость Европы от России. Вот почему особое значение придается строительству двух крупнейших газопроводов – "Северный поток" и "Южный поток". Кроме того, Москва придает большое значение тому, чтобы приобрести определенные экономические активы в Европе, прежде всего – газораспределительные сети, с тем чтобы опять-таки усилить свое экономическое и политическое влияние в Европе.

Более сложным является вопрос о том, к чему склоняется Москва в отношениях с отдельными европейскими странами и с Европейским Союзом в целом. С кем России выгоднее иметь дело – с отдельными ведущими европейскими государствами на двусторонней основе или с Европейским Союзом как общеевропейской институцией? Тут существуют разные точки зрения. И, наконец, если говорить о военно-политической стороне дела, то российское руководство ставит перед собой задачу: минимизировать или вообще не допустить создания в Европе противоракетной обороны – американской или под руководством Североатлантического альянса. Москве хотелось бы ослабить трансатлантические связи в области безопасности.

Что же касается европейцев, то главная задача, которую видят перед собой политические и деловые элиты, это прежде всего укрепить энергетическую безопасность Европы: минимизировать зависимость от поставок российского газа и нефти, а, во-вторых, минимизировать возможность какого-то обострения отношений, конфликта в зоне, находящейся между Россией и Европой. Имеются в виду страны Черноморского бассейна, Украина, Белоруссия, возможно, Молдавия. Европейцы хотелось бы сделать минимальными возможность появления каких-то кризисов в отношениях этих стран с Россией, способных перерасти в военно-политические конфликты.

– Путин едет в Брюссель через несколько дней после принятия резолюции Европейского парламента с призывом обеспечить независимость судебной системы в России. На такую критику в адрес России Владимир Путин обычно реагирует достаточно остро. Это скажется на ходе переговоров в Брюсселе?

– Прежде всего, хотел бы заметить, что упомянутая резолюция Европейского парламента – это очень важный сигнал, который европейские правящие круги подают России. Ведь для европейцев главная задача заключается в том, чтобы минимизировать неприятности, которые исходят или могут исходить от России. А что касается внутренних российских проблем, то не ошибусь, если скажу, что многие европейские лидеры и значительная часть европейского общественного мнения постепенно склонилась к тому, что если российское население готово и склонно жить в условиях авторитарного режима, так пусть оно и будет. И Европа не ставит себе задачей учить россиян тому, что свобода лучше, чем несвобода, как выразился однажды Дмитрий Медведев. Но вместе с тем, видимо, терпение европейцев уже подошло к какому-то пределу. Развитие событий в России, несмотря на нежелание европейских элит вмешиваться в российские дела и портить отношения с российским режимом, заставляет их критиковать этот режим. И дело не только в состоянии судебной системы в России. Формально речь идет именно об этом, но этот сигнал может стать первой ласточкой. Следующим и достаточно неприятным для российского политического и делового бомонда шагом может стать замораживание счетов до выяснения источника происхождения соответствующих многомиллионных сумм. Или запрет на въезд в Европейский Союз, о чем в Европе начинают говорить всерьез. Так что, думаю, Путину придется отвечать на очень серьезные и крайне неприятные для него вопросы. И здесь он может либо в свойственной ему манере, которая характерна для маргинальных групп российского общества, чем для интеллектуальной верхушки, выразиться и высказаться достаточно жестко. Либо, если сумеет совладать со своими эмоциями, сказать, что "вообще-то, это вопрос не ко мне, а к президенту Медведеву". Но посмотрим, что он скажет.