В день, когда стали известны лауреаты американской кинопремии "Оскар", столетний юбилей отметил чешский кинорежиссер Отакар Вавра – один из самых заслуженных чешских мастеров, начавший работать еще в эпоху немого кино. За 80 лет активной творческой деятельности Отакар Вавра снял около пятидесяти картин в самых разных жанрах – это и интеллектуальные эксперименты, и соцреалистические фильмы, и патриотические исторические эпосы "Ян Гус" и "Ян Жижка", и знаменитое чехословацкое кино "новой волны".
Несколько десятилетий Вавра преподавал в режиссерское мастерство, среди его учеников – большинство известных чешских режиссеров. Однако в самой Чехии, по словам чешского кинокритика Томаша Пилата, личность Вавры воспринимается неоднозначно:
– Отакар Вавра родился в 1911 году, еще в Австро-Венгрии, и сначала изучал архитектуру. Учебу он не закончил, хотя сам утверждает, что этот опыт помог ему при создании фильмов. И с этим можно согласиться, так как первый фильм Вавры, "Свет вторгается во тьму", создан под впечатлением, которое произвело на режиссера построенное на улице Йиндржишской здания: он снял игру света на фасаде. Вавре тогда было всего двадцать лет, но с визуальной точки зрения этот его фильм до сих пор актуален. Поначалу Вавра больше писал сценарии, а в 26 лет окончательно стал режиссером, сняв фильм "Философская история". С тех пор он выпустил несколько десятков фильмов.
Сегодня Отакара Вавру в Чехии воспринимают неоднозначно. Критики указывают на то, что после 1948 года, то есть, после прихода к власти коммунистов, он стал снимать ленты, восхваляющие режим. Однако с моей точки зрения, важно то, что Вавра стал одним из тех, кто принимал участие в чехословацкой "новой волне". Он был педагогом практически всех заслуженных режиссеров этого периода: Веры Хитиловой, Иржи Менцеля, Яна Шмидта, Милоша Формана. У него учился даже Эмир Кустурица. Всех этих людей он научил ремеслу кино, дал им творческую свободу. В результате возникли фильмы, которые были признаны лучшими в нашем кинематографе. Вавра не только оказал большое влияние на возникновение "новой волны", но и сам учился у своих студентов. Посмотрите снятые Ваврой в тот период фильмы: "Романсы для корнета" или "Охота на ведьм", которые я бы назвал лучшими в карьере этого режиссера – они не были бы сняты, если бы Вавра не был впечатлен работами своих студентов.
Последний свой фильм, "Моя Прага", Отакар Вавра снял в 2002 году. В книге мемуаров "Удивительная жизнь режиссера" Вавра, который вошел в чешского кино и как мастер тонкой кинопсихологии европейского уровня, и как автор коммунистических агиток, кается в ошибках: "Я не отношу себя к политическим героям, однако я всегда старался бороться со страхом, и иногда это у меня получалось". В любом случае. как считает пражский режиссер-документалист Ян Шикл, без Отакара Вавры невозможно представить себе чешское кино XX века:
– В первую очередь поражает продолжительность карьеры Отакара Вавры, тесно связанной с историей чешского и чехословацкого кинематографа. Большинство тем для своих фильмов он черпает из литературы. У современных режиссеров редко можно наблюдать умение переносить литературное произведение на киноэкран. Это, на мой взгляд, самый большой вклад Отакара Вавры в кино. С этой точки зрения стоит упомянуть один из его самых известных фильмов "Кракатит" – очень точная адаптация романа чехословацкого писателя Карела Чапека. В "Кракатите" (фильм снят в 1948 году) Вавра демонстрирует, в том числе, свое умение раскрывать актерский талант – в данном случае речь идет об актере Кареле Хегере, который сыграл главную роль. Более того, Вавра знает и работу сценариста, что тоже не является обязательным правилом для кинорежиссеров. В своих воспоминаниях он пишет: каждый режиссер должен быть одновременно и хорошим сценаристом. Это умение важно для понимания драматического действия, интриги, а для режиссера это – дополнительный бонус наряду с менеджерскими способностями.
Вавра знал, как действием увлечь зрителя. Он обратил на себя внимание критиков буквально с первого своего фильма. В нем сразу разглядели новый талант. Вавра всегда находил темы, которые волновали зрителя, потому что всегда говорил о том, что было важно для данной эпохи. Например, в фильме "Философская история" – это революционные события 1848 года и история чешского общества того времени. Эту тему он развивает и в более позднем творчестве. Например, в фильме "Золотой ранет" Вавре удалось создать образ целого поколения – поколения, которое прошло войну, победу над фашизмом, февральский коммунистический переворот. Центральной темой этого фильма стали чувства, которые переживало в то время все общество – вездесущий страх, которому либо подчинишься и станешь его игрушкой, либо каким-то образом научишься ему противостоять.
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
Несколько десятилетий Вавра преподавал в режиссерское мастерство, среди его учеников – большинство известных чешских режиссеров. Однако в самой Чехии, по словам чешского кинокритика Томаша Пилата, личность Вавры воспринимается неоднозначно:
– Отакар Вавра родился в 1911 году, еще в Австро-Венгрии, и сначала изучал архитектуру. Учебу он не закончил, хотя сам утверждает, что этот опыт помог ему при создании фильмов. И с этим можно согласиться, так как первый фильм Вавры, "Свет вторгается во тьму", создан под впечатлением, которое произвело на режиссера построенное на улице Йиндржишской здания: он снял игру света на фасаде. Вавре тогда было всего двадцать лет, но с визуальной точки зрения этот его фильм до сих пор актуален. Поначалу Вавра больше писал сценарии, а в 26 лет окончательно стал режиссером, сняв фильм "Философская история". С тех пор он выпустил несколько десятков фильмов.
Сегодня Отакара Вавру в Чехии воспринимают неоднозначно. Критики указывают на то, что после 1948 года, то есть, после прихода к власти коммунистов, он стал снимать ленты, восхваляющие режим. Однако с моей точки зрения, важно то, что Вавра стал одним из тех, кто принимал участие в чехословацкой "новой волне". Он был педагогом практически всех заслуженных режиссеров этого периода: Веры Хитиловой, Иржи Менцеля, Яна Шмидта, Милоша Формана. У него учился даже Эмир Кустурица. Всех этих людей он научил ремеслу кино, дал им творческую свободу. В результате возникли фильмы, которые были признаны лучшими в нашем кинематографе. Вавра не только оказал большое влияние на возникновение "новой волны", но и сам учился у своих студентов. Посмотрите снятые Ваврой в тот период фильмы: "Романсы для корнета" или "Охота на ведьм", которые я бы назвал лучшими в карьере этого режиссера – они не были бы сняты, если бы Вавра не был впечатлен работами своих студентов.
Последний свой фильм, "Моя Прага", Отакар Вавра снял в 2002 году. В книге мемуаров "Удивительная жизнь режиссера" Вавра, который вошел в чешского кино и как мастер тонкой кинопсихологии европейского уровня, и как автор коммунистических агиток, кается в ошибках: "Я не отношу себя к политическим героям, однако я всегда старался бороться со страхом, и иногда это у меня получалось". В любом случае. как считает пражский режиссер-документалист Ян Шикл, без Отакара Вавры невозможно представить себе чешское кино XX века:
– В первую очередь поражает продолжительность карьеры Отакара Вавры, тесно связанной с историей чешского и чехословацкого кинематографа. Большинство тем для своих фильмов он черпает из литературы. У современных режиссеров редко можно наблюдать умение переносить литературное произведение на киноэкран. Это, на мой взгляд, самый большой вклад Отакара Вавры в кино. С этой точки зрения стоит упомянуть один из его самых известных фильмов "Кракатит" – очень точная адаптация романа чехословацкого писателя Карела Чапека. В "Кракатите" (фильм снят в 1948 году) Вавра демонстрирует, в том числе, свое умение раскрывать актерский талант – в данном случае речь идет об актере Кареле Хегере, который сыграл главную роль. Более того, Вавра знает и работу сценариста, что тоже не является обязательным правилом для кинорежиссеров. В своих воспоминаниях он пишет: каждый режиссер должен быть одновременно и хорошим сценаристом. Это умение важно для понимания драматического действия, интриги, а для режиссера это – дополнительный бонус наряду с менеджерскими способностями.
Вавра знал, как действием увлечь зрителя. Он обратил на себя внимание критиков буквально с первого своего фильма. В нем сразу разглядели новый талант. Вавра всегда находил темы, которые волновали зрителя, потому что всегда говорил о том, что было важно для данной эпохи. Например, в фильме "Философская история" – это революционные события 1848 года и история чешского общества того времени. Эту тему он развивает и в более позднем творчестве. Например, в фильме "Золотой ранет" Вавре удалось создать образ целого поколения – поколения, которое прошло войну, победу над фашизмом, февральский коммунистический переворот. Центральной темой этого фильма стали чувства, которые переживало в то время все общество – вездесущий страх, которому либо подчинишься и станешь его игрушкой, либо каким-то образом научишься ему противостоять.
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"