В "Гранях времени": кубинский диссидент Ренэ Манзано и российские журналисты Леонид Велехов и Аркадий Дубнов.
На Кубе руководство коммунистической партии решило на предстоящем в апреле съезде избрать нового генерального секретаря - вместо Фиделя Кастро. Об этом, со ссылкой на источники в компартии, сообщило агентство Reuters. Ожидается, что на апрельском съезде могут произойти и другие важные кадровые изменения в составе руководящих органов партии и государства.
Владимир Кара-Мурза: Кубинский лидер Фидель Кастро собирается оставить пост первого секретаря кубинской коммунистической партии, передает мировая пресса. Предположительно, новое руководство кубинские коммунисты выберут только в апреле. Ожидается, что Коммунистическую партию Кубы возглавит брат лидера кубинской революции Рауль Кастро. Ранее Рауль Кастро давал понять, что в ближайшие годы ветераны революции должны уступить дорогу молодым партийным и государственным деятелям, которые доказали свою преданность идеалам революции и чья молодость и энергичность позволит им активнее продвигать реформы на острове. Не случайно, что главной темой открывающегося через полтора месяца в Гаване партийного съезда станет принятие программы социально-экономических преобразований на острове. Ее открытое обсуждение всеми кубинцами проходит с 1 декабря прошлого года. Фидель Кастро не появлялся на публике с июля 2006 года, когда перенес операцию на кишечнике. Тем не менее, летом прошлого года Фидель Кастро вновь предстал перед публикой: он посетил кубинский океанариум, Национальный центр научных исследований в Гаване и Центр исследований мировой экономики. В январе 1959 года революционеры под предводительством Фиделя Кастро захватили власть на Кубе, свергнув диктатуру Батисты. Единственной легитимной политической партией на Кубе является созданная в 1965 году Коммунистическая партия. О том, с какими результатами встречает Куба закат эры Фиделя Кастро, в нашей программе сегодня говорят Леонид Велехов, заместитель главного редактора холдинга "Совершенно секретно" и Аркадий Дубнов, международный обозреватель газеты "Московские новости". Как по-вашему, может ли отставка Фиделя Кастро стать прологом для реформ на Острове свободы?
Аркадий Дубнов: Это объявлено уже как пролог реформ руководством кубинским партийным. Но по сути вряд ли что-то кардинальноизменится, какой-то рубикон, через который Куба пройдет в апреле этого года. Потому что в принципе все то, что происходит сейчас, просто будет зафиксировано формально результатами съезда, где действительно скорее всего Рауль утвердится в статусе лидера кубинского на предстоящее время, сколько ему отпустит, что называется, Бог, поскольку ему в этому году уже исполнилось 79 лет. А что касается Фиделя, отвечая на незаданный вопрос, думаю, что вряд ли можно было предполагать, что на съезде Фидель уступит пост первого секретаря компартии, несмотря на объявленные изменения, если бы не события в северной Африке. Я думаю, что это дыхание горящих пустынь дошло до Кубы, береженого бог бережет, они решили как-то упредить события.
Владимир Кара-Мурза: Как по-вашему, поддается ли реформированию кубинский режим, созданный Фиделем Кастро?
Леонид Велехов: В экономическом отношении да, частично поддается. Эти реформы идут, они начнутся не в апреле и не вчера они начались. Рауль Кастро, как только оказался у руля политического и экономического, стал производить преобразования. И по кубинским меркам эти преобразования достаточно существенны, даже, можно сказать, очень существенны. Потому что впервые после революции 59 года, когда все было национализировано, вновь появилась частная собственность, в том числе частная земля была отдана, пусть с какими-то условиями, крестьянам, появился частный сектор. И это все было достаточно динамично. И повторяю, по меркам Кубы, страны, застывшей вне времени и пространства, это были и есть, и происходят серьезные перемены. Что же касается Фиделя, он до такой степени давно, когда он выпал из событий, тяжело заболев, перенеся тяжелую операцию, он на события не влияет, он делал попытку возвращения в политический строй летом прошлого года, появился несколько раз на публике, произнес какие-то наставления в марксистско-ленинском духе, потом вновь исчез. И повторяю, он давно вне политического процесса.
Владимир Кара-Мурза: Каковы, на ваш взгляд и по вашим личным ощущениям, результаты полувекового существования правящего режима на Кубе?
Аркадий Дубнов: Не уложишься ни в минуту, ни в час. Просто хочу напомнить, что кубинский режим уникальный в современной истории мировой. Достаточно вспомнить, что Фидель Кастро, если считать, что он сегодня имеет отношение к власти, то он переживает 11 президента Соединенных Штатов. Я сейчас для себя выписал: он пришел к власти в январе 59 года, когда президентом США был Эйзенхауэр, затем Кеннеди, Джонсон, Никсон, Форд, Картер, Рейган, Буш-старший, Клинтон, Буш-младший и наконец Обама. Я когда первый раз был на Кубе в 6 году, как раз за несколько месяцев до его болезни, я приехал, написал большую статью, назвал ее "Кастро и 10 американских президентов", сейчас можно было написать уже 11. Это беспрецедентная история. И кубинский режим, кубинская революция сильно отличается от всего того, что сегодня переживает крах в северной Африке. Кубинская революция – это все-таки идеологический режим был, и он изменил во многом отношение, философию мирового социализма, хотя они сначала не были никакими ни социалистами, ни коммунистами, они просто по традиции были такими национально-освободительными мятежниками. Но все устает, усталость свойственна и революционерам. Пик революции был в 70-е годы, потом с крахом Советского Союза в упадок пришла революция. Потом с приходом к власти Чавеса в Венесуэле снова подпитало революционеров. Но сегодня явно кубинская революция находится в серьезном кризисе идей. И если им удастся, я имею в виду коммунистам, вывернуть так, чтобы принять очертания пути, по которому идет Китай или Вьетнам, где есть частная собственность, но сохраняется диктат идеологический единственной партии, то это для них шанс. Но я думаю, что этого шанса для них не будет, потому что кубинцы не вьетнамцы, не китайцы. Другая психология, другая история, другой тип организации ментальной и производительности труда иной. Как говорят кубинцы про себя: мы халявщики, мы тусовщики, работать не очень любим, отдыхать – это да. Поэтому, я думаю, сложный период предстоит кубинцам. Но такого краха, который сегодня переживают режимы северной Африки, несмотря на 50-летнию историю кубинского режима, я думаю, на Кубе не будет.
Владимир Кара-Мурза: В какой момент, по вашим наблюдениям, кубинский режим оказался в идеологическом кризисе и политическом тупике?
Леонид Велехов: Этот момент совершенно очевидный, когда началась перестройка, Горбачев предельно сократил, потом и вовсе прекратил помощь Кубе, распад социалистического лагеря. Это был тяжелейший кризис, гораздо более тяжелый, чем тот, который переживает Куба сегодня. Если режим тогда умудрился выстоять и выжить, то, я думаю, что не сегодня тем более строить прогнозы его сколько-нибудь скорого падения. Потому что то, что было тогда, когда страна просто оказалась без ничего, без продуктов питания, без энергоносителей, без какой бы ни было помощи, тем не менее, режим выстоял – это свидетельство его такой, увы и ах, но жизнестойкости.
Владимир Кара-Мурза: Рой Медведев, писатель-историк, бывший народный депутат СССР, признает авторитет Кубы в Латинской Америке.
Рой Медведев: К кубинскому режиму надо относиться с уважением, потому что этот режим сохранился, несмотря на распад Советского Союза. Во всей Восточной Европе, во всех других социалистических странах режим поменялся, а в Кубе, несмотря на близость к Америке, несмотря на блокаду, режим сохранился. И как бы бедно и трудно они ни жили, никаких побуждений к тому, чтобы свергнуть кубинский режим на Кубе не было. И сейчас вся Латинская Америка относится к Кубе с огромным уважением, берет с Кубы пример определенным образом. И Венесуэла, и Эквадор, и Боливия, и даже Бразилия начинают говорить о том, что они идут по социалистическому пути и приезжают встречаться с Фиделем Кастро. Несмотря на то, что он уходит в отставку от всех своих должностей, он все равно остается, пока он жив, лидером нации. И это не отставка в связи с какими-то недостатками – это здоровье, это возраст. У власти остается его брат Рауль. Нет признаков какого-то движения против Фиделя Кастро.
Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.
Владимир Кара-Мурза: Кубинский лидер Фидель Кастро собирается оставить пост первого секретаря кубинской коммунистической партии, передает мировая пресса. Предположительно, новое руководство кубинские коммунисты выберут только в апреле. Ожидается, что Коммунистическую партию Кубы возглавит брат лидера кубинской революции Рауль Кастро. Ранее Рауль Кастро давал понять, что в ближайшие годы ветераны революции должны уступить дорогу молодым партийным и государственным деятелям, которые доказали свою преданность идеалам революции и чья молодость и энергичность позволит им активнее продвигать реформы на острове. Не случайно, что главной темой открывающегося через полтора месяца в Гаване партийного съезда станет принятие программы социально-экономических преобразований на острове. Ее открытое обсуждение всеми кубинцами проходит с 1 декабря прошлого года. Фидель Кастро не появлялся на публике с июля 2006 года, когда перенес операцию на кишечнике. Тем не менее, летом прошлого года Фидель Кастро вновь предстал перед публикой: он посетил кубинский океанариум, Национальный центр научных исследований в Гаване и Центр исследований мировой экономики. В январе 1959 года революционеры под предводительством Фиделя Кастро захватили власть на Кубе, свергнув диктатуру Батисты. Единственной легитимной политической партией на Кубе является созданная в 1965 году Коммунистическая партия. О том, с какими результатами встречает Куба закат эры Фиделя Кастро, в нашей программе сегодня говорят Леонид Велехов, заместитель главного редактора холдинга "Совершенно секретно" и Аркадий Дубнов, международный обозреватель газеты "Московские новости". Как по-вашему, может ли отставка Фиделя Кастро стать прологом для реформ на Острове свободы?
Аркадий Дубнов: Это объявлено уже как пролог реформ руководством кубинским партийным. Но по сути вряд ли что-то кардинально
Я думаю, что это дыхание горящих пустынь дошло до Кубы, береженого бог бережет, они решили как-то упредить события
Владимир Кара-Мурза: Как по-вашему, поддается ли реформированию кубинский режим, созданный Фиделем Кастро?
Леонид Велехов: В экономическом отношении да, частично поддается. Эти реформы идут, они начнутся не в апреле и не вчера они начались. Рауль Кастро, как только оказался у руля политического и экономического, стал производить преобразования. И по кубинским меркам эти преобразования достаточно существенны, даже, можно сказать, очень существенны. Потому что впервые после революции 59 года, когда все было национализировано, вновь появилась частная собственность, в том числе частная земля была отдана, пусть с какими-то условиями, крестьянам, появился частный сектор. И это все было достаточно динамично. И повторяю, по меркам Кубы, страны, застывшей вне времени и пространства, это были и есть, и происходят серьезные перемены. Что же касается Фиделя, он до такой степени давно, когда он выпал из событий, тяжело заболев, перенеся тяжелую операцию, он на события не влияет, он делал попытку возвращения в политический строй летом прошлого года, появился несколько раз на публике, произнес какие-то наставления в марксистско-ленинском духе, потом вновь исчез. И повторяю, он давно вне политического процесса.
Владимир Кара-Мурза: Каковы, на ваш взгляд и по вашим личным ощущениям, результаты полувекового существования правящего режима на Кубе?
Аркадий Дубнов: Не уложишься ни в минуту, ни в час. Просто хочу напомнить, что кубинский режим уникальный в современной истории мировой. Достаточно вспомнить, что Фидель Кастро, если считать, что он сегодня имеет отношение к власти, то он переживает 11 президента Соединенных Штатов. Я сейчас для себя выписал: он пришел к власти в январе 59 года, когда президентом США был Эйзенхауэр, затем Кеннеди, Джонсон, Никсон, Форд, Картер, Рейган, Буш-старший, Клинтон, Буш-младший и наконец Обама. Я когда первый раз был на Кубе в 6 году, как раз за несколько месяцев до его болезни, я приехал, написал большую статью, назвал ее "Кастро и 10 американских президентов", сейчас можно было написать уже 11. Это беспрецедентная история. И кубинский режим, кубинская революция сильно отличается от всего того, что сегодня переживает крах в северной Африке. Кубинская революция – это все-таки идеологический режим был, и он изменил во многом отношение, философию мирового социализма, хотя они сначала не были никакими ни социалистами, ни коммунистами, они просто по традиции были такими национально-освободительными мятежниками. Но все устает, усталость свойственна и революционерам. Пик революции был в 70-е годы, потом с крахом Советского Союза в упадок пришла революция. Потом с приходом к власти Чавеса в Венесуэле снова подпитало революционеров. Но сегодня явно кубинская революция находится в серьезном кризисе идей. И если им удастся, я имею в виду коммунистам, вывернуть так, чтобы принять очертания пути, по которому идет Китай или Вьетнам, где есть частная собственность, но сохраняется диктат идеологический единственной партии, то это для них шанс. Но я думаю, что этого шанса для них не будет, потому что кубинцы не вьетнамцы, не китайцы. Другая психология, другая история, другой тип организации ментальной и производительности труда иной. Как говорят кубинцы про себя: мы халявщики, мы тусовщики, работать не очень любим, отдыхать – это да. Поэтому, я думаю, сложный период предстоит кубинцам. Но такого краха, который сегодня переживают режимы северной Африки, несмотря на 50-летнию историю кубинского режима, я думаю, на Кубе не будет.
Владимир Кара-Мурза: В какой момент, по вашим наблюдениям, кубинский режим оказался в идеологическом кризисе и политическом тупике?
Леонид Велехов: Этот момент совершенно очевидный, когда началась перестройка, Горбачев предельно сократил, потом и вовсе прекратил помощь Кубе, распад социалистического лагеря. Это был тяжелейший кризис, гораздо более тяжелый, чем тот, который переживает Куба сегодня. Если режим тогда умудрился выстоять и выжить, то, я думаю, что не сегодня тем более строить прогнозы его сколько-нибудь скорого падения. Потому что то, что было тогда, когда страна просто оказалась без ничего, без продуктов питания, без энергоносителей, без какой бы ни было помощи, тем не менее, режим выстоял – это свидетельство его такой, увы и ах, но жизнестойкости.
Владимир Кара-Мурза: Рой Медведев, писатель-историк, бывший народный депутат СССР, признает авторитет Кубы в Латинской Америке.
Рой Медведев: К кубинскому режиму надо относиться с уважением, потому что этот режим сохранился, несмотря на распад Советского Союза. Во всей Восточной Европе, во всех других социалистических странах режим поменялся, а в Кубе, несмотря на близость к Америке, несмотря на блокаду, режим сохранился. И как бы бедно и трудно они ни жили, никаких побуждений к тому, чтобы свергнуть кубинский режим на Кубе не было. И сейчас вся Латинская Америка относится к Кубе с огромным уважением, берет с Кубы пример определенным образом. И Венесуэла, и Эквадор, и Боливия, и даже Бразилия начинают говорить о том, что они идут по социалистическому пути и приезжают встречаться с Фиделем Кастро. Несмотря на то, что он уходит в отставку от всех своих должностей, он все равно остается, пока он жив, лидером нации. И это не отставка в связи с какими-то недостатками – это здоровье, это возраст. У власти остается его брат Рауль. Нет признаков какого-то движения против Фиделя Кастро.
Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.