Новости шоу-бизнеса

В Украину хлынули иностранные журналисты. Нет, не для того, чтобы рассказать о потугах Януковича по реформированию страны. И не для того, чтобы поведать о стахановских темпах подготовки к футбольному чемпионату 2012 года. И даже не для того, чтобы рассказать о жизни рядового украинца, о том, что страна погрязла в коррупции и долгах перед МВФ. Все слетелись для того, чтобы рассказать о медсестре Галине Колотницкой.

Крестным отцом ее славы стал хранитель тысяч американских тайн Джулиан Эссанж. В одной из дипломатических депеш, подготовленной послом США в Ливии, говорилось, что на несменного ливийского правителя Муамара Каддафи оказывает серьезное влияние медсестра из Украины. Личная жизнь старого ливийского полковника и медицинской работницы в один момент стала заметной новостью. Украинские эксперты, упражняющиеся в оригинальности, даже сравнили медсестру Колотницкую с известной исторической фигурой, Роксоланой Хуррем, которая имела большое влияние на жизнь Османской империи в самый ее расцвет, при султане Сулеймане Первом.

«А вы не подскажете, как можно связаться с медсестрой?», - обратилась ко мне знакомая американская журналистка, работающая в Киеве, которую, в свою очередь, попросили об этом коллеги из одного из ведущих американских каналов. Десятки журналистов сторожат у дома Колотницкой под Киевом. Некоторые прибыли с подарками – кто с дорогим коньяком, кто с парфюмерией. Среди журналистов пошел слух – Колотницкая дает интервью не бесплатно. Слухи поползли и другие: о том, что медсестра устроила дебош на борту самолету, и о том, что с ней встретились украинские разведчики.

Сообщает об этом не только желтая пресса, но и вполне качественная: в числе западных масс-медиа, пытающихся достучаться до Колотницкой - респектабельные информационные агентства, газеты, телевизионные каналы. Такое впечатление, что весь мир сошелся клином на медсестре. Похоже также, что и мировая политика превратилась в шоу-бизнес. Самое время в блоках международных новостей вводить рубрику «слухи и сплетни».

Они, собственно, и без того введены. Ведь за несколько месяцев со времени скандала с украинской медсестрой никто так не выяснил, насколько все написанное американским послом соответствует действительности. А ведь информация в депешах не может считаться истиной в последней инстанции. Довольно часто в них пишут просто слухи; а другие службы пусть проверяют, насколько сообщение соответствует действительности. А даже если все написанное - правда, насколько велика ценность этой информации? От нее зависит стабильность в Северной Африке? Медсестра повлияет на демократические и социально-экономические преобразования в регионе? Ну и главное – не заслуживает ли Колотницкая простого права на частную жизнь; я не пожелал бы такой журналистской травли ни себе, ни кому-либо другому.

Но законы шоу-бизнеса не требуют анализа, их суть - в моментальном эффекте. Пришел, показал, заработал. Шоу-бизнес интересует лишь то, что в один день зашаталась власть авторитарных правителей, которые восседали на своих тронах десятки лет. Всех удивило, что люди вышли с протестами на улицы, но никого не удивило, что они не сделали этого раньше.

Украина также в свое время была обожаемой темой мировых масс-медиа. В 2004 году Би-Би-Си передавало сюжеты с Майдана в прямом эфире целыми часами. Некоторые иностранные журналисты в знак солидарности с украинцами одевались в оранжевое. «Если хотите взять интервью у президента Еврокомиссии, то никаких проблем. Сейчас любой европейский политик будет рад попиариться на украинской теме», - помню и такие советы иностранных дипломатов. Но прошло время, и на Украине стало не модно зарабатывать политические баллы. Скорее, можно разориться. То же ждет и Ливию, и Египет, и Тунис. Таковы законы шоу-бизнеса.