Бизнес уходит в тень (Обнинск)




С января «зарплатные налоги», а точнее, страховые отчисления во внебюджетные фонды увеличились для предприятий в 2,5 раза. Если в 2010-м предприниматель с каждой тысячи, которую он платил в виде зарплаты, отчислял в эти фонды 140 руб., то с января этого года – 340 руб. Незадолго до этого многие начали предсказывать, что бизнесмены для минимизации издержек сократят объем легальной зарплаты, вернувшись к «черным» и «серым» схемам оплаты труда – чем меньше у наемного работника официальная зарплата, тем меньше страховые отчисления.

Уходят ли сейчас обнинские предприниматели в «тень»? Понятно, что никто сам в этом не признается, но есть косвенные признаки, по которым можно судить, происходит ли этот процесс – это собираемость налога на доходы физических лиц, составляющего основу городского бюджета. Если средняя официальная зарплата в Обнинске сократилась бы, то и поступлений от подоходного налога должно стать меньше, чем в прошлом году. Но по официальным данным их меньше не стало, хотя по первым месяцам судить еще рановато.

Значит, все в порядке, и бизнес справляется с возросшей налоговой нагрузкой? Интересный факт – многие предприниматели, к которым я обратился с просьбой об интервью на эту тему, отказались комментировать ситуацию, что симптоматично. Еще один признак того, что бизнес сейчас переживает нелегкие времена – это сокращение расходов на рекламу, поэтому местные средства массовой информации сидят сейчас на голодном пайке.

Более-менее устойчиво ощущают себя инновационные предприятия - за счет высокой прибыли. Но им тоже приходится не сладко. Говорит директор компании «ИнноИнвест» Леонид Катухин:

Леонид Катухин: Как и для любого другого предприятия, так и для моего, увеличение налоговой нагрузки сказалось впрямую на снижении рентабельности моего бизнеса. С учетом того, что мой бизнес является инновационным с высоким уровнем рентабельности, это мне позволяет пока не повышать отпускные цены на продукцию. Рентабельность снизилась на 21%. Подобная нагрузка не позволяет повышать зарплату моим работникам. С учетом того, что они несут большие расходы на содержание своей семьи, и для того, чтобы выполнить обязательства перед ними, я буду вынужден поднять стоимость на отпускные товары. Все это выглядит прискорбно на фоне декларации помощи малому бизнесу. И мне видится, что государство должно идти не подобным образом, а было бы правильным – снизить расходы на содержание государства, госуправление. Это было бы справедливо.

Алексей Собачкин: Директор одного из обнинских фитнес-клубов Александр Зисман уверен, что малый бизнес справится с повышением «зарплатных налогов», но предпринимателям придется нарушать закон:

Александр Зисман: Малому бизнесу и так достаточно тяжело и он научился по любому выживать. Мне кажется, что количество малых предприятий не уменьшится – в серых схемах будет работать больше людей. Подрастут ли от этого цены? Цены и так у нас растут. И зарплата будет расти, не вырастет белая, а вырастет серая. Самое плохое – это повышение серости зарплат.

Алексей Собачкин: По логике событий, сокращение официальных зарплат обязательно должно привести к сокращению собираемости подоходного налога. Однако местные власти дают оптимистичный прогноз, они надеются, что этого не произойдет. У бизнесменов же настроение в целом неважное – жизнь предпринимателей осложнилась. Соответственно, и наемным работникам не легче.