Ключевое слово этой недели – "масленица", ведь 6 марта завершается масляная неделя. Слово "масленица" многозначно. С одной стороны это праздник с целой системой обрядов. С другой – некое антропоморфное, то есть человекоподобное существо.
Как и почему в народной культуре возник такой смысловой перенос? Об этом рассказывает петербургский исследователь Анна Некрылова, завсектором фольклора Российского института истории искусств:
– Я думаю, что здесь одна из причин – антропоморфность культуры, точнее мышления. Потому что народная философия, народное мировоззрение, с одной стороны символично и абстрактно, а с другой стороны очень конкретно. Потому не только Масленица персонифицирована, но также (хотя и в меньшей степени) Иван Купала и Коляда. Кроме того, думаю, что влияние оказал тот мир, который был населен всякого рода духами и божествами. Тот же домовой – это не только что-то абстрактное, оно время от времени принимает вполне реальные формы. Думаю, что это оказало влияние и на праздники, тем паче, что Масленица отнюдь не христианский праздник. Если мы посмотрим на месяцесловы церковные, то там слово "масленица" появилась буквально в последние годы, и то маленькими буковками пишется. А так это Сырная неделя, мясопустная, когда нельзя уже мясо есть.
– Фольклористами хорошо описаны повадки, отчасти даже внешность упомянутого вами домового. А у Масленицы как у существа, если мы суммируем разные обряды, которые приняты были и до сих пор существуют на разных территориях, есть какие-то характерные черты?
– Разумеется. Но перед тем, как об этом говорить, надо напомнить о том, что сама фигура Масленицы, чучело Масленицы присутствует далеко не везде. Это наше современное впечатление, что такое чучело непременно должно быть. На самом деле масленичные костры были абсолютно повсюду, а фигура не везде. Это первое. Второе – то, что Масленица иногда размножалась. Например, в Поволжье, в Рязанской и еще в некоторых губерниях существовали маленькие Масленички, как бы сестренки большой Масленицы, которые выставлялись на воротах или на окнах, особенно, где были молодожены или маленькие дети.
– В виде кукол?
– Да, в виде небольших куколок лицом на улицу. Это тоже олицетворение Масленицы, размножившейся что ли, имеющей деток. Что касается самой фигуры, то, во-первых, она обязательно должна быть соломенная и очень простая, из одного снопа, у которого делаются пережимы для головы, а дальше идет тело. Оно как бы спускающееся конусом вниз. Получается платье. Иногда же это просто крестовина, которая обматывалась соломой, но солома была обязательна. В этом есть свой глубокий смысл, есть своя архаическая аграрная символика. Во-вторых, у нормальной, древней, архаической Масленицы не было лица, также как у кукол, которые делались для детей. Традиционные куклы лица не имеют. Но потом Масленицу стали расписывать – румяные щеки и т. д.
– Это очень существенно. Почему не обозначались черты лица?
– Потому что все, что оживлено и особенно глаза – они наделены собственной силой, очень мощной силой. Скажем, у детей, когда им таких кукол давали, то боялись, что глаза вынут душу или вынут жизненную силу. Сказки об этом часто говорят, что кукла может перенять на себя жизненные силы ребенка, и тем самым загубить его, иссушить.
– И Масленица, таким образом, как и кукла, тоже может принести вред?
– Да, она могла принести вред, потому что она относится к тем фигурам, которые находятся на перепутье. Все эти переходные и переломные моменты одновременно благодетельны и опасны. Посему вот это качание между опасностью, но необходимостью, и благостью, но тоже необходимостью, присутствует. Поэтому в некоторых местах еще в XIX веке сохранялось, что лицо Масленицы не рисовалось. Просто надевали платок, и все. Что еще очень существенно и относится к таким архаическим чертам? Масленица – это непонятно что. Она такой гермафродит что ли – ни мужик, ни баба, ни девушка, ни женщина. В ней присутствовало и то, и другое, и третье. Конечно внешне это женщина: платок, юбка, сарафан (там, где ее наряжали). Но при этом у нее обязательно на поясе висел лапоть с морковкой, такой фаллический символ. Иногда у нее платочек повязан по-девичьи, а, скажем, сарафан женский. То есть она "всехняя" фигура, объединяющая вообще человека, только с более выраженным женским началом.
При этом не случайно Масленица едет в лодке, а лодка здесь осмысливается как похоронный транспорт, переносчик из одного мира в другой. Масленицу, особенно в Сибири, непременно ставили на лодки и перевозили таким образом.
– А при чем здесь похороны?
– Потому что переходный период, ведь Масленица – календарный праздник. Чтобы перейти в новый период, нужно сначала умереть, а потом воскреснуть.
Как и почему в народной культуре возник такой смысловой перенос? Об этом рассказывает петербургский исследователь Анна Некрылова, завсектором фольклора Российского института истории искусств:
– Я думаю, что здесь одна из причин – антропоморфность культуры, точнее мышления. Потому что народная философия, народное мировоззрение, с одной стороны символично и абстрактно, а с другой стороны очень конкретно. Потому не только Масленица персонифицирована, но также (хотя и в меньшей степени) Иван Купала и Коляда. Кроме того, думаю, что влияние оказал тот мир, который был населен всякого рода духами и божествами. Тот же домовой – это не только что-то абстрактное, оно время от времени принимает вполне реальные формы. Думаю, что это оказало влияние и на праздники, тем паче, что Масленица отнюдь не христианский праздник. Если мы посмотрим на месяцесловы церковные, то там слово "масленица" появилась буквально в последние годы, и то маленькими буковками пишется. А так это Сырная неделя, мясопустная, когда нельзя уже мясо есть.
– Фольклористами хорошо описаны повадки, отчасти даже внешность упомянутого вами домового. А у Масленицы как у существа, если мы суммируем разные обряды, которые приняты были и до сих пор существуют на разных территориях, есть какие-то характерные черты?
– Разумеется. Но перед тем, как об этом говорить, надо напомнить о том, что сама фигура Масленицы, чучело Масленицы присутствует далеко не везде. Это наше современное впечатление, что такое чучело непременно должно быть. На самом деле масленичные костры были абсолютно повсюду, а фигура не везде. Это первое. Второе – то, что Масленица иногда размножалась. Например, в Поволжье, в Рязанской и еще в некоторых губерниях существовали маленькие Масленички, как бы сестренки большой Масленицы, которые выставлялись на воротах или на окнах, особенно, где были молодожены или маленькие дети.
Масленица – это непонятно что. Она такой гермафродит что ли – ни мужик, ни баба, ни девушка, ни женщина. В ней присутствовало и то, и другое, и третье
– В виде кукол?
– Да, в виде небольших куколок лицом на улицу. Это тоже олицетворение Масленицы, размножившейся что ли, имеющей деток. Что касается самой фигуры, то, во-первых, она обязательно должна быть соломенная и очень простая, из одного снопа, у которого делаются пережимы для головы, а дальше идет тело. Оно как бы спускающееся конусом вниз. Получается платье. Иногда же это просто крестовина, которая обматывалась соломой, но солома была обязательна. В этом есть свой глубокий смысл, есть своя архаическая аграрная символика. Во-вторых, у нормальной, древней, архаической Масленицы не было лица, также как у кукол, которые делались для детей. Традиционные куклы лица не имеют. Но потом Масленицу стали расписывать – румяные щеки и т. д.
– Это очень существенно. Почему не обозначались черты лица?
– Потому что все, что оживлено и особенно глаза – они наделены собственной силой, очень мощной силой. Скажем, у детей, когда им таких кукол давали, то боялись, что глаза вынут душу или вынут жизненную силу. Сказки об этом часто говорят, что кукла может перенять на себя жизненные силы ребенка, и тем самым загубить его, иссушить.
– И Масленица, таким образом, как и кукла, тоже может принести вред?
– Да, она могла принести вред, потому что она относится к тем фигурам, которые находятся на перепутье. Все эти переходные и переломные моменты одновременно благодетельны и опасны. Посему вот это качание между опасностью, но необходимостью, и благостью, но тоже необходимостью, присутствует. Поэтому в некоторых местах еще в XIX веке сохранялось, что лицо Масленицы не рисовалось. Просто надевали платок, и все. Что еще очень существенно и относится к таким архаическим чертам? Масленица – это непонятно что. Она такой гермафродит что ли – ни мужик, ни баба, ни девушка, ни женщина. В ней присутствовало и то, и другое, и третье. Конечно внешне это женщина: платок, юбка, сарафан (там, где ее наряжали). Но при этом у нее обязательно на поясе висел лапоть с морковкой, такой фаллический символ. Иногда у нее платочек повязан по-девичьи, а, скажем, сарафан женский. То есть она "всехняя" фигура, объединяющая вообще человека, только с более выраженным женским началом.
При этом не случайно Масленица едет в лодке, а лодка здесь осмысливается как похоронный транспорт, переносчик из одного мира в другой. Масленицу, особенно в Сибири, непременно ставили на лодки и перевозили таким образом.
– А при чем здесь похороны?
– Потому что переходный период, ведь Масленица – календарный праздник. Чтобы перейти в новый период, нужно сначала умереть, а потом воскреснуть.