Ирина Лагунина: Интернет-страница "Дед-Алтай" сегодня сообщает: правительством России утверждена федеральная адресная инвестиционная программа на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов. Согласно программе, в Республику Алтай в текущем году поступят средства в размере 1 200 538,6 тыс. рублей, в 2012 году — 1 131 533,5 тыс. рублей, в 2013 году — 1 047 000,0. Почему столь крупные суммы выделяются федеральным центром на капитальное строительство в Республике Алтай? В сегодняшней беседе принимают участие профессор Наталья Зубаревич и алтайский юрист и общественный деятель Нина Думнова. Цикл "Российские регионы" ведет Игорь Яковенко.
Игорь Яковенко: Наталья Васильевна, известно, что республика - Алтай это прежде всего сельское хозяйство и, конечно, туризм. Туристический потенциал республики феноменален - это и природа, и история, и этнотуризм, и масса всего прочего. Почему при таком гигантском потенциале, инвестиционном потенциале это все-таки глубоко дотационный регион?
Наталья Зубаревич: Да, он действительно высоко дотационный, 70% доходов бюджета республики формируются из федеральных денег. Если взять обычные социально-экономические показатели - очень высокий уровень бедности - треть населения, низкие душевые доходы населения. Если в целом по России взять среднедушевые доходы, разделить на прожиточный минимум, получится больше трех раз, то в республике Алтай только два раза. Это один из самых низких показателей в стране. И ответ мой будет очень простым на эти вопросы, почему живут так бедно: это проблемы, во-первых, инфраструктурной очень слаборазвитости, а второе - это медвежий угол. Туризм такого рода – горы, изумительной красоты природа, в России становится популярным недавно, как, впрочем, и в целом туризм в России становится популярным и становится отраслью экономики буквально в последние десятилетия. А до этого горный Алтай был просто медвежий угол. Соответственно, минимум инвестиций, соответственно, вне интересов другим экономическим актерам, которые существуют вне республики. Вот сейчас только пошел этот толчок. Потому что туризм – это удовольствие не бедных - это надо точно понимать. А Советский Союз и Россия были небогатыми.
Игорь Яковенко: Нина Геннадиевна, я хочу вернуться в начало прошлого года, когда был вновь назначен главой республики Александр Бердников. И назначен он вопреки многим прогнозам ведущих российских экспертов, которые ставили ему двойки за управление регионом. И действительно трудно себе представить, что еще надо было сделать, чтобы уйти в отставку. Это безусловный скандал с гибелью в авиакатастрофе семи человек, включая представителя президента в Государственной думе господина Косопкина, который произошел напрямую в результате браконьерской охоты, устроенной администрацией края. До этого был явно непродуманный призыв к объединению республики и Алтайского края. При этом надо понимать, что это национальная республика, в которой более 30% составляет коренное население алтайцы. Что надо было думать, чтобы предлагать в этой ситуации объединение с русским регионом. Я понимаю, что вам, Нина Геннадиевна, довольно трудно отвечать за Медведева и Путина, но вам, видимо, изнутри как-то видно: Бердников, он контролирует ситуацию в республике?
Нина Думнова: Я думаю, отвечать за Медведева и Путина не трудно. Дело в том, что "Единая Россия", Путин, Медведев, Бердников, они все в одной связке. На сегодняшний день всех вышестоящих руководителей нашей страны устраивает такой, как Бердников. Зачем умный и честный человек, который будет проблемы поднимать, экономику поднимать. Просто это идет по всей стране такой бардак. А наша республика маленькая находится тоже в этой же стране и, естественно, все под контролем наших вышестоящих начальников. Тем более здесь дорога строится, база строится отдыха для Путина, он выгоден Путину. Придет другой человек, он же не даст бардак такой устраивать. Строить и уничтожать природу, все то, что нажили посильным трудом, все уничтожается, распахивается. Поэтому, естественно, он просто устраивает элиту нашу и устраивает, что они его утвердили. Мы предполагали, что его на второй срок не утвердят. Как сейчас, вы знаете, мы все тоже удивлены, что действительно утвердили, поскольку он им нужен. Ну а то, что вы задали вопрос с Бердниковым, исполняет свои обязанности, естественно, ему некогда исполнять, он занимается своими личными делами. Его видят только от сессии до сессии, а дальше занимается своими делами. На сегодняшний день газета "Листок", уголовные дела возбуждены, идет такое нагнетание. Газета, которая борется и пишет про то, что творится у нас в эшелонах власти на уровне республики. Поэтому, естественно, подавляются все инициативы, идет давление на тех людей, которые выступают против на митингах, против Бердников. Все остальные люди молчат, равнодушие. Кто пришел, зачем пришел. Меня не трогай, моя хата с краю, ничего не знаю. Поэтому они творят этот беспредел, пока люди не интересуются, нас мало, мы выходим и говорим, все идет в пустоту, поэтому такой беспредел идет. Я думаю, не только Бердников, по другим регионам будут такие губернаторы находиться, пока у нас будет во главе Путин с Медведевым. К Медведеву может быть у меня нет таких претензий, как к Путину.
Игорь Яковенко: Нина Геннадиевна, скажите, пожалуйста, когда было голосование в вашем законодательном собрании, в курултае по Бердникову, соотношение было 33 за и 6 против. Я понимаю, что это за соотношение, я понимаю, монополизм политический – понятно. Но вот насколько это соотношение отражает настроение в обществе, в политически активной части общества, я не говорю о безразличных, о сонных людях, а вот политически активные, насколько действительно оппозиция представлена в вашем законодательном собрании?
Нина Думнова: Там оппозиция в основном человек 6-7, они не могут влиять на все эти процессы так же, как в Государственной думе.
Игорь Яковенко: Но общество представлено пропорционально, настроения оппозиционные?
Нина Думнова: Нет, конечно. Вы же знаете, как выборы у нас проходят, в Москве прошли, по всем сейчас идут регионам - подтасовки. Я считаю, что больше бы людей прошло порядочных. Поэтому, естественно, влиять не могут 6 человек на принятие решения. "Единая Россия", вы говорите, общество представляет, какое общество? Многие голосовали, так подтасовали голоса. Сегодня представители, 33 человека от "Единой России", которая у нас возглавляет парламент, может быть люди не поддерживают, и не голосовали, и не хотят "Единую Россию", но так получается на выборах, вы знаете, как у нас проходят выборы. Естественно, они никого, народ не спрашивают. Выборы, когда проходят, они наобещают и обманывают. Когда они проходят, они не советуются ни с кем.
Игорь Яковенко: Наталья Васильевна, я хочу вернуться к тому действительно очень такому странному и необоснованному предложению губернатора об объединении регионов. Я понимаю абсолютную утопичность и вредоносность с точки зрения культуры, с точки зрения учета национальной специфики республики. Если отбросить гуманитарную составляющую, чисто технократически есть ли рациональный смысл в этом объединении для того, чтобы хотя бы действительно инвестиции в туризм могли быть внутрирегиональные?
Наталья Зубаревич: Во-первых, их не может быть внутрирегиональных, потому что Алтайский край тоже испытывает экономические проблемы, это регион полудепрессивный. Поэтому объединение двух бедных, одного очень бедного, другого средне-бедного, как вы понимаете, богатства не получается. Делать надо другое. Надо делать координацию усилий по освоению и развитию рекреационных ресурсов, и тогда та же самая зона, эта Бирюзовая Катунь она же с двух сторон, и с Алтайского края, и республики Алтай. И когда инвестиции координируются, когда, самое главное, координируется развитие инфраструктуры, совершенно не надо делать административного объединения. Хорошо бы, если бы были специальные какие-то координирующие органы по развитию главного ресурса Алтая.
Но я бы хотела добавить к тому, что сказала уважаемая коллега, вы знаете, это не все так просто. Потому что слаборазвитый регион вполне можно поддерживать сверху так, чтобы настроения людей не выплескивались. Начнем с того, что экономика горного Алтая – это, во-первых, экономика самозанятости прежде всего - это сбор дикоросов, люди самопрокармливаются, и второе – это бюджетная экономика. Вот из этих двух частей по факту она и состоит. И смотрите, что происходит. Вот у нас как бы кризис, а в этот кризис бюджет горного Алтая за два года вырос в полтора почти раза. В этот кризис инвестиции в горный Алтай в 10 году выросли тоже в полтора раза. Причем половину этих инвестиций дал федеральный бюджет. В этот кризис расходы на нацэкономику - это в основном инвестиционные расходы, дороги, транспортное развитие, выросли на 80%, на ЖКХ более, чем на треть, а выплаты населения почти в полтора раза. Вот проблема в целом и решена. Слаборазвитые регионы действительно нуждаются в помощи центральных властей, и если эта помощь идет на развитие инфраструктуры - это здорово. Но если этой помощью обуславливается политическое давление и запрет на все, то хорошего, позитивного эффекта не получится.
Игорь Яковенко: Наталья Васильевна, известно, что республика - Алтай это прежде всего сельское хозяйство и, конечно, туризм. Туристический потенциал республики феноменален - это и природа, и история, и этнотуризм, и масса всего прочего. Почему при таком гигантском потенциале, инвестиционном потенциале это все-таки глубоко дотационный регион?
Наталья Зубаревич: Да, он действительно высоко дотационный, 70% доходов бюджета республики формируются из федеральных денег. Если взять обычные социально-экономические показатели - очень высокий уровень бедности - треть населения, низкие душевые доходы населения. Если в целом по России взять среднедушевые доходы, разделить на прожиточный минимум, получится больше трех раз, то в республике Алтай только два раза. Это один из самых низких показателей в стране. И ответ мой будет очень простым на эти вопросы, почему живут так бедно: это проблемы, во-первых, инфраструктурной очень слаборазвитости, а второе - это медвежий угол. Туризм такого рода – горы, изумительной красоты природа, в России становится популярным недавно, как, впрочем, и в целом туризм в России становится популярным и становится отраслью экономики буквально в последние десятилетия. А до этого горный Алтай был просто медвежий угол. Соответственно, минимум инвестиций, соответственно, вне интересов другим экономическим актерам, которые существуют вне республики. Вот сейчас только пошел этот толчок. Потому что туризм – это удовольствие не бедных - это надо точно понимать. А Советский Союз и Россия были небогатыми.
Игорь Яковенко: Нина Геннадиевна, я хочу вернуться в начало прошлого года, когда был вновь назначен главой республики Александр Бердников. И назначен он вопреки многим прогнозам ведущих российских экспертов, которые ставили ему двойки за управление регионом. И действительно трудно себе представить, что еще надо было сделать, чтобы уйти в отставку. Это безусловный скандал с гибелью в авиакатастрофе семи человек, включая представителя президента в Государственной думе господина Косопкина, который произошел напрямую в результате браконьерской охоты, устроенной администрацией края. До этого был явно непродуманный призыв к объединению республики и Алтайского края. При этом надо понимать, что это национальная республика, в которой более 30% составляет коренное население алтайцы. Что надо было думать, чтобы предлагать в этой ситуации объединение с русским регионом. Я понимаю, что вам, Нина Геннадиевна, довольно трудно отвечать за Медведева и Путина, но вам, видимо, изнутри как-то видно: Бердников, он контролирует ситуацию в республике?
Нина Думнова: Я думаю, отвечать за Медведева и Путина не трудно. Дело в том, что "Единая Россия", Путин, Медведев, Бердников, они все в одной связке. На сегодняшний день всех вышестоящих руководителей нашей страны устраивает такой, как Бердников. Зачем умный и честный человек, который будет проблемы поднимать, экономику поднимать. Просто это идет по всей стране такой бардак. А наша республика маленькая находится тоже в этой же стране и, естественно, все под контролем наших вышестоящих начальников. Тем более здесь дорога строится, база строится отдыха для Путина, он выгоден Путину. Придет другой человек, он же не даст бардак такой устраивать. Строить и уничтожать природу, все то, что нажили посильным трудом, все уничтожается, распахивается. Поэтому, естественно, он просто устраивает элиту нашу и устраивает, что они его утвердили. Мы предполагали, что его на второй срок не утвердят. Как сейчас, вы знаете, мы все тоже удивлены, что действительно утвердили, поскольку он им нужен. Ну а то, что вы задали вопрос с Бердниковым, исполняет свои обязанности, естественно, ему некогда исполнять, он занимается своими личными делами. Его видят только от сессии до сессии, а дальше занимается своими делами. На сегодняшний день газета "Листок", уголовные дела возбуждены, идет такое нагнетание. Газета, которая борется и пишет про то, что творится у нас в эшелонах власти на уровне республики. Поэтому, естественно, подавляются все инициативы, идет давление на тех людей, которые выступают против на митингах, против Бердников. Все остальные люди молчат, равнодушие. Кто пришел, зачем пришел. Меня не трогай, моя хата с краю, ничего не знаю. Поэтому они творят этот беспредел, пока люди не интересуются, нас мало, мы выходим и говорим, все идет в пустоту, поэтому такой беспредел идет. Я думаю, не только Бердников, по другим регионам будут такие губернаторы находиться, пока у нас будет во главе Путин с Медведевым. К Медведеву может быть у меня нет таких претензий, как к Путину.
Игорь Яковенко: Нина Геннадиевна, скажите, пожалуйста, когда было голосование в вашем законодательном собрании, в курултае по Бердникову, соотношение было 33 за и 6 против. Я понимаю, что это за соотношение, я понимаю, монополизм политический – понятно. Но вот насколько это соотношение отражает настроение в обществе, в политически активной части общества, я не говорю о безразличных, о сонных людях, а вот политически активные, насколько действительно оппозиция представлена в вашем законодательном собрании?
Нина Думнова: Там оппозиция в основном человек 6-7, они не могут влиять на все эти процессы так же, как в Государственной думе.
Игорь Яковенко: Но общество представлено пропорционально, настроения оппозиционные?
Нина Думнова: Нет, конечно. Вы же знаете, как выборы у нас проходят, в Москве прошли, по всем сейчас идут регионам - подтасовки. Я считаю, что больше бы людей прошло порядочных. Поэтому, естественно, влиять не могут 6 человек на принятие решения. "Единая Россия", вы говорите, общество представляет, какое общество? Многие голосовали, так подтасовали голоса. Сегодня представители, 33 человека от "Единой России", которая у нас возглавляет парламент, может быть люди не поддерживают, и не голосовали, и не хотят "Единую Россию", но так получается на выборах, вы знаете, как у нас проходят выборы. Естественно, они никого, народ не спрашивают. Выборы, когда проходят, они наобещают и обманывают. Когда они проходят, они не советуются ни с кем.
Игорь Яковенко: Наталья Васильевна, я хочу вернуться к тому действительно очень такому странному и необоснованному предложению губернатора об объединении регионов. Я понимаю абсолютную утопичность и вредоносность с точки зрения культуры, с точки зрения учета национальной специфики республики. Если отбросить гуманитарную составляющую, чисто технократически есть ли рациональный смысл в этом объединении для того, чтобы хотя бы действительно инвестиции в туризм могли быть внутрирегиональные?
Наталья Зубаревич: Во-первых, их не может быть внутрирегиональных, потому что Алтайский край тоже испытывает экономические проблемы, это регион полудепрессивный. Поэтому объединение двух бедных, одного очень бедного, другого средне-бедного, как вы понимаете, богатства не получается. Делать надо другое. Надо делать координацию усилий по освоению и развитию рекреационных ресурсов, и тогда та же самая зона, эта Бирюзовая Катунь она же с двух сторон, и с Алтайского края, и республики Алтай. И когда инвестиции координируются, когда, самое главное, координируется развитие инфраструктуры, совершенно не надо делать административного объединения. Хорошо бы, если бы были специальные какие-то координирующие органы по развитию главного ресурса Алтая.
Но я бы хотела добавить к тому, что сказала уважаемая коллега, вы знаете, это не все так просто. Потому что слаборазвитый регион вполне можно поддерживать сверху так, чтобы настроения людей не выплескивались. Начнем с того, что экономика горного Алтая – это, во-первых, экономика самозанятости прежде всего - это сбор дикоросов, люди самопрокармливаются, и второе – это бюджетная экономика. Вот из этих двух частей по факту она и состоит. И смотрите, что происходит. Вот у нас как бы кризис, а в этот кризис бюджет горного Алтая за два года вырос в полтора почти раза. В этот кризис инвестиции в горный Алтай в 10 году выросли тоже в полтора раза. Причем половину этих инвестиций дал федеральный бюджет. В этот кризис расходы на нацэкономику - это в основном инвестиционные расходы, дороги, транспортное развитие, выросли на 80%, на ЖКХ более, чем на треть, а выплаты населения почти в полтора раза. Вот проблема в целом и решена. Слаборазвитые регионы действительно нуждаются в помощи центральных властей, и если эта помощь идет на развитие инфраструктуры - это здорово. Но если этой помощью обуславливается политическое давление и запрет на все, то хорошего, позитивного эффекта не получится.