Взрыв американского бомбардировщика над испанской деревней Паломарес - 45 лет спустя

Ирина Лагунина: Группа американских специалистов-атомщиков побывала на днях в районе поселка Паломарес, на юго-востоке Испании, с целью определить масштаб работ по ликвидации последствий радиоактивного заражения, происшедшего здесь 45 лет назад. Рассказывает наш мадридский корреспондент Виктор Черецкий.

Виктор Черецкий: Инцидент произошел 17 января 1966 года. При операции подозаправке в воздухе американский стратегический бомбардировщик Б-52 с четырьмя термоядерными бомбами на борту, видимо, из-за ошибки пилота, столкнулся с самолетом-цистерной. У бомбардировщика отвалилось крыло и он рухнул на землю с высоты в девять тысяч метров, а заправщик взорвался в воздухе. Вспоминает житель поселка Паломарес Хоакин Рико. В то утро он рыбачил недалеко от берега.

Хоакин Рико: Я все видел своими глазами. Самолеты были над нами, впрочем, они почти ежедневно здесь летали и заправлялись в воздухе. Но на этот раз мы услышали страшный взрыв и увидели огненный шар, в который превратился один из самолетов. Затем на землю обрушился ливень горящих обломков. Это был настоящий ад.

Виктор Черецкий: Экипаж самолета-заправщика в составе четырех человек погиб. Из семерых летчиков бомбардировщика спастись на парашютах удалось четверым. Они упали в море и к ним тут же поплыли находившиеся поблизости испанские рыболовные шхуны. Тяжело раннего командира экипажа и второго пилота в тот день спас местный житель Бартоломе Рольдан.

Бартоломе Рольдан: У капитана была огромная открытая рана на ноге. Он истекал кровью. Я подумал, что этот парень может умереть, и первым делом решил остановить кровь – стянул ногу изоляционной лентой, а потом забинтовал рану.

Виктор Черецкий: Что касается бомб, то три из них упали в районе поселка Паломарес, а одна попала в море. Бомбы не взорвались. Однако, как выяснилось сразу же после инцидента, в двух бомбах частично сработал детонатор и 20 килограммов радиоактивного плутония были рассеяны на территории примерно в два квадратных километра. Член Совета по ядерной безопасности Испании профессор Хулио Барсело.

Хулио Барсело: Если бы бомбы взорвались, то произошла бы трагедия. Но эти бомбы просто не могли взорваться, ведь их никто в действие не приводил. Они спустились на парашютах. Две из них не получили повреждений – та, что упала в море, и та, что попала непосредственно на территорию поселка. Две другие частично разрушились: произошел небольшой взрыв и выброс плутония. Так что, хотя катастрофы и не было, но возникла довольно сложная ситуация. Это первый и единственный в своем роде аварийный инцидент с атомным оружием в населенном пункте.

Виктор Черецкий: Сразу же после инцидента местное население было предупреждено об опасности. Людей попросили оставаться в своих домах, а места, куда упали обломки самолетов и бомбы были оцеплены силами испанской жандармерии. Уже во второй половине дня в поселок стали прибывать грузовики с американскими военнослужащими. Их доставляли с военных баз США в Испании – из Роты и Морона, находящихся за сотни километров от Паломареса. На берегу моря в местности под названием Кита-Бельехос, рядом с поселком, в считанные часы появился палаточный городок, получивший название "Лагерь Вильсона". В нем разместились две тысячи двести морских пехотинцев и 75 ученых-атомщиков, присланных из США. На рейде у поселка встали 34 корабля из состава Шестого флота. Первым делом стали определять уровень радиации. Рассказывает житель поселка Игнасио Фернандес.

Игнасио Фернандес: Каждое утро появлялись американцы со счетчиками Гейгера и прочесывали всю зону, ведь ветер постоянно менял направление. Они расставляли повсеместно белые и красные флажки. Красные означали наличие радиации. Находиться рекомендовалось лишь там, где были флажки белые.

Виктор Черецкий: Так началась широкомасштабная операция под кодовым названием "Сломанная стрела". Эта фраза означала на языке военных катастрофу стратегического бомбардировщика. Ее до последнего вздоха произносил радист с гибнущего Б-52. Его предупреждение и позволило американскому командованию моментально принять надлежащие меры, мобилизовать все имеющиеся резервы, чтобы избежать жертв среди мирного населения. Мануэль Гонсалес Наварро, житель Паломареса, был свидетелем инцидента.

М.Гонсалес Наварро: Если бы на меня подействовала радиация, то я давно бы умер. Ведь в тот день я оказался рядом с поврежденными бомбами, теми, из которых произошла утечка плутония. Я их даже трогал руками и взял домой отломившийся кусок металла на память.

Виктор Черецкий: Операция "Сломанная стрела" заключалась в том, чтобы убрать слой земли, на который попал плутоний. Землю – тысячу семьсот тонн – собрали в бидоны и отправили в США. Работы продолжались днем и ночью вплоть до апреля 1966 года. Однако, американцы не уезжали. Не удавалось найти четвертую, упавшую в море, бомбу, хотя в поиске было задействовано четыре батискафа и 130 лучших водолазов ВМС США. Наконец ее удалось обнаружить на глубине 869 метров в пяти морских милях от берега. Помог местный рыбак Франсиско Симо. За помощь он получил по тем временам большую сумму в четырнадцать тысяч долларов. Еще 711 тысяч были выплачены американской стороной местным жителям в порядке компенсации за утраченные огороды. А всего операция "Сломанная стрела" обошлась в 80 миллионов. 10 апреля 66-го года "Лагерь Вильсона" был демонтирован и американские военнослужащие и специалисты покинули зону Паломареса. Официальный Вашингтон заявил, что прекращает полеты над испанской территорией своих самолетов с ядерным оружием на борту. Ну а посол США в Испании Энджер Дюк заверил испанцев, что происшествие с бомбами никаких последствий иметь не будет.

Энджер Дюк: Урок, который преподал нам Паломарес, убеждает нас в том, что человек, живущий в ядерный век, может спокойно и с доверием смотреть в свое будущее.

Виктор Черецкий: Посол оказался прав. Негативных последствий для здоровья населения авиакатастрофа не имела. В районе Паломареса постоянно – на протяжении всех 45 лет - ведется наблюдение за радиоактивной обстановкой. Местные жители ежегодно проходят медицинский осмотр. Случаев заболевания лучевой болезнью за все это время обнаружено не было. Да и заболеваемость раком здесь тоже не превышает средний показатель по Испании. Член Совета по ядерной безопасности Хулио Барсело.

Хулио Барсело: Жители с самого начала проходили медосмотры. Инцидент произошел в январе, а уже в феврале американская сторона подписала с испанским правительством соглашение на эту тему. В те времена было ясно, что дело не закончилось очисткой территории, требовалось выяснить, будет ли иметь инцидент вредные последствия. В принципе, у специалистов была уверенность, что люди не пострадали, но эту уверенность следовало подтвердить фактами, для этого и проводились и до сих пор проводятся регулярные обследования. Раз в год их проходят примерно сто человек. До сих пор заболеваний в той или иной мере связанных с ядерным инцидентом 66-го года не выявлено. К этому добавляется и постоянное наблюдение за окружающей средой.

Виктор Черецкий: Пророчества американского посла в Испании подтверждаются и многочисленными свидетельствами местных жителей, которые, похоже, про случай с бомбами давно забыли, а молодое поколение о нем никогда и не слышало. И это при том, что одна из улиц городка носит название "17 января 1966 года". Мэр Паломареса Хуан Хосе Перес.

Хуан Хосе Перес: Мы нормальные граждане. Мы не превратились ни в мутантов, ни в зеленых человечков, и у нас не выросли антенны, как некоторые предсказывали в свое время. Мы живем совершенно спокойно. А тот инцидент 66-го года почти никак не повлиял на нашу жизнь и на развитие поселка.

Виктор Черецкий: Действительно, сразу после инцидента появилось множество слухов. Международная печать, особенно левая, упражнялась в предсказаниях – скорая смерть, по мнению некоторых лже-специалистов, поджидала не только жителей Паломареса, но всех испанцев. Слухи сделались более опасными для страны, чем сам инцидент. Под угрозой оказалась нарождавшаяся в ту эпоху индустрия туризма и пляжного отдыха Испании, рассчитанная в основном на иностранцев. Они стали отказываться от поездок. Созданием этой новой и весьма перспективной отрасли экономики руководил в то время молодой министр Мануэль Фрага Ирибарне. Захватив репортеров иностранных телекомпаний, он отправился в Паломарес и искупался на пляже вместе с чиновниками своего ведомства. С ними искупался и посол США со своими ближайшими сотрудниками. Журналист Икер Хименес.

Икер Хименес: Я думаю, это самое знаменитое купание в нашей стране. Это был момент, когда министр туризма Мануэль Фрага попытался опровергнуть страхи, которые вызвало падение бомб и особенно тот факт, что одна из них была не сразу обнаружена и вполне могла источать радиацию. Так что он решил убедить людей в обратном и избрал для этого лучшее средство – сам искупался в водах Паломареса.

Виктор Черецкий:
Пропагандистская акция Фраги и Дюка удалась. Престиж испанских пляжей был спасен. И купавшиеся не пострадали. Сегодня бывший министр в свои 90 лет неплохо себя чувствует и даже продолжает заниматься политикой, являясь почетным председателем либеральной Народной партии. Итак, если в Паломаресе все нормально, зачем же теперь сюда приехала американская комиссия и о каких работах по очистке территории идет речь? Дело в том, что вблизи поселка имеется пустынная холмистая местность, которую местные бизнесмены хотят использовать под строительство дач для иностранцев. Однако проведенные еще в 80-ые годы исследования показали, что если поверхность земли абсолютно чистая, то на определенной глубине она содержит радиацию. Ученые пришли к выводу, что здесь осталась часть плутония, не убранная в 1966 году. В 1986 году участок был куплен государством у его владельцев и огорожен. Говорит председатель Совета по ядерной безопасности Каэтано Лопес.

Каэтано Лопес:
Мы приняли решение огородить 41 гектар пустующей земли. Разумеется, не вся она заражена плутонием. Однако часть этой территории может представлять потенциальную угрозу - там может содержаться до полу-килограмма радиоактивного вещества.

Виктор Черецкий: Находиться на огороженной территории – не опасно. Однако здесь не рекомендуется производить какие-либо земляные работы. Не годится она и для сельского хозяйства. Говорит представитель общественной организации Экологическое действие Игор Парра.

Игор Пара: Загрязнение этой территории имеется. Оно до поры до времени неопасно, но станет крайне опасным в том случае, если здесь будет уничтожен кустарник и будут производиться какие-либо земляные работы. Тогда радиация, оказавшаяся на поверхности, сможет распространиться при малейшем ветре.

Виктор Черецкий: Между тем, некоторые ученые полагают, что в истории вокруг Паломареса все же имели место ненужные риски и излишняя поспешность, что и определило необходимость проведения сегодня дополнительной очистки. Они считают, что тогдашний правитель Испании генерал Франко допустил ошибку, отклонив первоначальное предложение американских специалистов выселить жителей поселка в другое место, а зараженную местность объявить запретной зоной. Это бы позволило более тщательно, не спеша, провести очистку всей местности и затем, после длительных наблюдений, вернуть сюда население. Однако Франко хотел поскорее замять дело и настоял на своем. Американской стороне ничего не оставалось, как выполнять его волю. Профессор барселонского Института биомедицинских исследований Эдуардо Родригес.

Эдуардо Родригес: Что следовало сделать? Нужно было провести более тщательную очистку территории, что, естественно, в короткие сроки, назначенные Франко, сделать было невозможно. Эксперты тогда же рекомендовали эвакуировать население, что диктатор отверг, боясь ненужной огласки и возможных протестов. Так что теперь ничего другого не остается, как вновь взяться за ликвидацию остатков плутония, которые сорок пять лет назад не были обнаружены. Их тоже предстоит вывезти в США.

Виктор Черецкий:
Нынешние усилия по ликвидации последствий инцидента в Паломаресе будут сосредоточены на зараженном участке земли. Задача – сделать его пригодным для жизнедеятельности человека. Все работы, в соответствии с достигнутыми в 2006 году договоренностями, будут производиться за счет американской стороны. В конечном итоге в США будут вывезены порядка 50 тысяч кубометров земли.