Правозащитник Валентин Стефанович – о побеге из Минска

Судебный процесс над россиянами в Минске

Судебные процессы над активистами белорусской оппозиции продолжаются. Бывший кандидат в президенты страны Алексей Михалевич, отпущенный из СИЗО под подписку о невыезде, был вынужден бежать из Белоруссии. В своем блоге он написал, что находится вне зоны досягаемости белорусского КГБ". О последних событиях в Белоруссии Радио Свобода рассказал один из руководителей минского правозащитного центра "Вясна" Валентин Стефанович:

– Как я оцениваю факт побега? Считаю, что каждый сам решает такого рода вопросы. В принципе я его понимаю, потому что человек, который находился в следственном изоляторе КГБ и который рассказал о тех пытках и бесчеловечных методах, которые там применяются, не хотел бы, чтобы его опять туда вернули.

– Белорусские правозащитные организации собирают информацию о нарушении прав активистов оппозиции, которые находятся в заключении?

– Конечно. Хотя очень сложно получить информацию о людях, которые сейчас находятся в следственных изоляторах. Потому что из-за давления на адвокатов про условия содержания в СИЗО никто особо не рассказывает. Исключение – только случай с Михалевичем, когда человек сам рассказал о том, что происходило. Но, тем не менее, некоторые факты просачиваются. Например, о нарушениях права на защиту задержанных лиц. Адвокаты сталкиваются с очень большими проблемами для организации конфиденциальных встреч со своими клиентами. Некоторых задержанных – Лебедько, Статкевича, Мацылева – уже два с половиной месяца не может посетить адвокат.

– А показания самого Михалевича, данные, которые он обнародовал на пресс-конференции, каким-то образом подтверждаются?

– Все факты, которые он описал, из определенных источников нам были известны. Поэтому я считаю, что эта информация правдива.

– Вы присутствовали на нескольких судебных процессах над активистами оппозиции, в том числе и над российскими гражданами, которые были приговорены к штрафу. Какие ощущения у вас вызвали эти суды?

– В судах я не услышал доказательств того, что события 19 декабря действительно являются массовыми беспорядками. 293-я статья, которая предусматривает ответственность за участие в массовых беспорядках и за их организацию, предусматривает, что это должны быть действия, которые сопряжены с поджогами, погромами, уничтожением имуществ, вооруженным сопротивлением работникам милиции. Всего этого на площади не было. Какое-то имущество в результате действий демонстрантов действительно было повреждено, но не уничтожено. И доказательств того, что милиции оказывалось вооруженное сопротивление представлено не было. Поэтому мы остаемся при своем мнении: действия милиции носили непропорционально жесткий характер. Гапонов и Бреус, освобожденные в зале судебных заседаний, были признаны виновными, хотя доказательств в суде добыто не было.

– Есть версия, что их простили, поскольку они российские граждане. А будь они белорусскими гражданами, им бы влепили года по три-четыре.

– Скорее всего, так оно и есть. Особенно учитывая визит Путина 15 мартаа в Минск и позицию Министерства иностранных дел России. Была интересная ситуация: параллельно с процессом над гражданами Российской Федерации в этот же день в том же суде шел процесс над гражданином Белоруссии Медведем. Потерпевшие якобы от действий и тех, и другого были одинаковые, показания давались одинаковые. Однако прокурор на процессе Гапонова и Бреуса сам предложил применить более мягкое наказание, предусмотреное соответствующей статьей. А вот в процессе белорусского гражданина прокурор попросил наказать Медведя четырьмя годами лишения свободы – при абсолютно одинаковых обстоятельствах дела. Медведю, считаю, повезло в том, что его дело рассматривалось одновременно с гражданами РФ, он тоже был освобожден из-под стражи в зале суда. Но, тем не менее, приговор ему был жестче: три года ограничения свободы, "химия" по старосоветской терминологии.

– Ваша организация в последние месяцы чувствует на себе повышенное внимание белорусских властей?

– И весьма повышенное. 20 декабря прошли два обыска в офисе организации, конфискована вся техника, которая у нас была. Обыски прошли в квартире нашего председателя Алеся Беляцкого, а не так давно Генеральная прокуратура вынесла официальное прокурорское предупреждение Алесю Беляцкому, в котором написали, что если он будет продолжать деятельность от имени незарегистрированной организации, будет решаться вопрос об его ответственности.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"