Владимир Кара-Мурза - о "письме 45-ти" по делу ЮКОСа

Платон Лебедев и Михаил Ходорковский

В "Гранях времени": авторы коллективного письма в Amnesty International Ирина Ясина и Юрий Рыжов.
Группа представителей российской интеллигенции просит международных правозащитников признать Михаила Ходорковского и Платона Лебедева узниками совести. Обращение в российский офис организации Amnesty International направил в понедельник, 14 марта, президент "Фонда защиты гласности" Алексей Симонов. Письмо подписали 45 человек, среди которых писатели Борис Акунин, Борис Стругацкий, литературовед Мариэтта Чудакова, актеры Лия Ахеджакова и Олег Басилашвили, журналисты Владимир Познер, Леонид Парфенов, Дмитрий Муратов, Виктор Шендерович и другие.

Владимир Кара-Мурза: В российский офис международной правозащитной организации Amnesty International поступило письмо с просьбой признать Михаила Ходорковского и Платона Лебедева узниками совести. Письмо подписали ученые, журналисты, деятели культуры. Среди них - вице-президент Русского ПЕН-Центра, президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов, Борис Акунин, Борис Стругацкий, Игорь Иртеньев, Людмила Улицкая, Лия Ахеджакова, Олег Басилашвили, Эльдар Рязанов, Владимир Познер, Леонид Парфенов, Виктор Шендерович и другие. Всего 45 человек.
Текст послания опубликован на сайте пресс-центра Ходорковского и Лебедева. "За годы заключения – говорится в письме - Михаил Ходорковский превратился в крупного общественного деятеля, способного стать лидером объединенной демократической оппозиции. Это хорошо понимает и правящий авторитарный режим. В этих условиях руководство России провело позорный второй судебный процесс, и путем беспрецедентного давления на суд добилось вынесения нового жестокого приговора, главной целью которого было - не допустить выхода Ходорковского на свободу", - подчеркивается в обращении. В документе отмечено, что присвоение заключенным статуса узников совести поможет привлечь к ним дополнительное внимание. "За последнее время мы неоднократно получали подтверждения, что Ваша уважаемая организация умеет быстро и оперативно реагировать на допускаемые российскими властями нарушения фундаментальных прав человека", – обращаются авторы послания в "Эмнести Интернэшнл". В прошлом российские правозащитники несколько раз обращались к Amnesty International с просьбой признать Ходорковского узником совести, однако получали отказ. В последний раз об этом сообщалось в 2005 году. Международная организация объясняла свою позицию тем, что не располагает достаточными доказательствами того, что бывший глава "ЮКОСа" оказался в тюрьме только из-за политической деятельности. Требование интеллигенции признать фигурантов дела ЮКОСа узниками совести мы сегодня обсуждаем с авторами коллективного письма Юрием Рыжовым, академиком Российской академии наук, бывшим послом России во Франции и Ириной Ясиной, экономистом, бывшим директором проектов фонда "Открытая Россия". Как вы думаете, почему именно сейчас "Эмнести Интернэшнл" могла бы признать Ходорковского и Лебедева узниками совести?

Ирина Ясина: Я надеюсь, что "Эмнести Интернэшнл" наконец-то решила, что у нее достаточно доказательств, потому что уже доказательства лишние не требуются. И если угодно, смешно всем. Было бы смешно, если бы не было так грустно. Я просто была непосредственным участником разговоров с "Эмнести Интернэшнл" накануне саммита в Санкт-Петербурге в 2006 году, когда привлечь мировое внимание к этому делу и дать Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву статус узников совести, с тем, чтобы на саммите в Санкт-Петербурге у лидеров "семерки" к лидеру восьмой страны был вопрос: а как же так, у вас в стране есть политический заключенный, а вы член "восьмерки"? Но тогда ничего не получилось, потому что "Эмнести Интернэшнл" заняла такую скользкую, с моей точки зрения, позицию. Но сейчас, я надеюсь, что они признают, что доказательств более, чем достаточно.

Владимир Кара-Мурза: Как рождался текст этого письма и как осуществлялся сбор подписей под ним?

Юрий Рыжов: Технику я не знаю. Я собирал подписи раньше в защиту так называемых ученых-шпионов – это делал я. А теперь Алексей Симонов, как я понимаю, сделал это благое дело. Дальше был вопрос – подписывать или нет? У меня вопроса этого не было. Меня немножко удивило сегодня то, что СМИ сегодняшние спустя неделю после того, как это письмо было написано, опубликовано и подписано, вдруг на фоне даже такого медиа-предмета, как японская трагедия вдруг вернулись к этому вопросу. Слава богу, что вернулись. Потому что я считаю, что это действительно абсолютно правильное обращение в европейские инстанции, на которые у меня иногда начинает появляться сомнение, что они недостаточно, я бы сказал, агрессивны в защите права людей и того, чем они должны заниматься. Дай бог, если я ошибаюсь.

Владимир Кара-Мурза: Юрий Шмидт, адвокат Михаила Ходорковского, президент Российского комитета адвокатов "В защиту прав человека", благодарен авторам письма за проявленную инициативу.

Юрий Шмидт: Мне кажется, что в этой ситуации действие значительно
Мне кажется, что в этой ситуации действие значительно важнее, чем цель
важнее, чем цель. Нашлись люди, которые по своей доброй воле решили написать такое письмо. К кому они обратились – даже не столь важно. Они высказали свое мнение о существе дела и о том, что считают Ходорковского невиновным в предъявленном ему обвинении и считают его узником совести. Это настолько авторитетные с безупречной репутацией люди, что самого этого факта, с моей точки зрения, достаточно. Что касается "Эмнести Интернэшнл", я к этой организации отношусь без особого почтения, организация очень забюрократизирована, она как-то вписана в систему западной либеральной политики, и поэтому лично для меня ее ответ не имеет большого значения.



Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.