Будущее мирного атома

Внимание российских блогеров приковано к ситуации на атомной электростанции Фукусима. От развития событий там зависит не только будущее Японии, но и судьба всей мировой атомной энергетики. По мнению Олега Козырева, некоторые вопросы имеет смысл задавать уже сейчас:

Япония – из тех стран, которым действительно трудно или даже невозможно было обойтись без ядерной энергии. Но недавние события показали, что угроза от атомных станций может быть сравнимой с угрозой от цунами и землетрясений. Если японцы смогут развязать эту энергетическую удавку на своей шее, то, может быть, их решения помогут и всему человечеству. Я не являюсь противником ядерной энергии. Но в то же время понимаю, что бесконечно закрывать глаза на угрозы, от этого вида электроэнергетики исходящие, больше нельзя. Задайте себе один простой вопрос - насколько мы уверены в безопасности наших, российских электростанций.

От того, каким путем пойдет развитие атомной энергетики, напрямую зависит экономика России, напоминает портал Сноб.ру:

По решению правительства Ангелы Меркель остановлены семь атомных электростанций, которые были построены до 1980 года. Казалось бы, ни землетрясения, ни цунами Германии не угрожают, а немецкую политику трясет. В 2002 году, при канцлере Герхарде Шредере, было принято решение о постепенном отказе от АЭС. При Шредере Россия стала поставлять больше трети всего потребляемого Германией газа. Канцлер Меркель повернула политику Шредера вспять. Она всегда была сторонником ядерной энергетики — и потому, что больше других в ней понимает (Меркель — бывший физик-ядерщик), и потому, что ей не нравится энергетическая зависимость Германии от непредсказуемых иностранных партнеров. Федеральное правительство распорядилось на три месяца остановить для проверки семь старых электростанций. Две из них, это уже решено, больше не возобновят работу. Чем хуже будут развиваться события в Японии, тем больше вероятность, что Германия вернется к политике отказа от ядерной энергетики и сократит сроки эксплуатации АЭС. Чем меньше в Германии АЭС, тем больше она потребляет природного газа. Чем больше она потребляет природного газа, тем больше его поставляет "Газпром".

Однако по мнению колумниста портала Слон.ру Сергея Егорушкина, хоронить атомную энергетику рано:

Пока реальных альтернатив мирному атому нет. В том числе и в плане экологии. Например, уголь имеет побочное содержание урана. В тонне золы угольных теплостанций может быть до 250 г радиоактивных веществ, угольные отвалы реально "фонят". АЭС же этих веществ не выбрасывает, они находятся под тотальным контролем по технологии, плюс под постоянным наблюдением общественности. Развитие атомных технологий может позволить замкнуть цикл использования ядерного топлива, и его можно будет использовать по кругу, не добывая нового. В отличие от альтернативных источников энергии, атомная энергия уже сейчас имеет технологию, а альтернативная – только в зачатке, и ее не хватает.

***
Как показывают записи в англоязычных блогах, политика переживает активную фазу кулинарного воплощения – как минимум, такой диагноз можно поставить политике итальянской. Вот свидетельство блогера британской Telegraph Хэрри Маунта:

В итальянской забегаловке у меня около дома, в Лондоне, традиционное блюдо spaghetti alla puttanesca недавно переименовали в spaghetti Berlusconi. Теоретически, это оскорбление. Спагетти a la путана изобрели в пятидесятые годы в Неаполе. Это вкусное, довольно резкое сочетание оливок, анчоусов, помидоров, каперсов, чеснока, лука и чили. Острота и какая-то отчаянность этого соуса ассоциировалась с неаполитанскими ночными бабочками. Но когда видишь, как у меня в забегаловке произносят “spaghetti Berlusconi” – без всякого порицания, с одобрительной усмешкой на лице – начинаешь воспринимать это как своего рода комплимент. Что, кстати, объясняет, почему премьер-министр Италии до сих пор остается у власти. В любой другой стране, не имеющей столь долгой истории восхищения развратниками и острыми соусами, его давно бы отправили в отставку.

Впрочем в стране, которой восхищение развратниками и острой кухней совсем не свойственно, Берлускони тоже воздвигли кулинарный памятник. Об этом рассказывается в блоге Charlemange’s notebook на сайте газеты Economist:

У финнов есть зуб на Берлускони. В 2001 году, когда он агитировал против учреждения Европейской комиссии по пищевой безопасности в Хельсинки, Берлускони назвал финнов кулинарными невеждами. В 2005 году, когда комиссию в итоге учредили в Парме, Берлускони заметил, что этого удалось добиться только благодаря его обаянию: он-де вскружил голову президенту Финляндии Тарье Халонен. И добавил, что пармское culatello (тип ветчины) ни в какое сравнение не идет с копченой олениной. В ответ сеть финских пиццерий изобрела "Пиццу Берлускони" с копченой олениной.

Судьбу Берлускони, овеществленного в пицце и соусе, все чаще разделяют известные интеллектуалы. Не так давно режиссер-документалист Эррол Моррис опубликовал на сайте New York Times серию из пяти постов, посвященных философу науки Томасу Куну. Серия имела общий заголовок «Пепельница Куна» и начиналась рассказом о том, как в 1972 г. автор «Структуры научных революций» запустил автору постов пепельницей по голове. В оправданности такого начала для рассуждений о философах сомневается блогер портала Crooked Timber Джон Холбо:

Похоже, пора пресечь в зародыше развитие этого нового литературного жанра. "Кочерга Витгенштейна". "Пепельница Куна". Прием состоит в следующем: философ, доведенный до немоты разгромным возражением, теряет самообладание и прибегает – разумеется, тщетно – к физической силе. Что нас может ожидать в дальнейшем? "Чугунный пестик Канта"? "Туго набитый монетами чулок Юма"? Смешно, пока обходится без жертв.