Самый скромный миллиардер мира

Ирина Лагунина: Объявлено, что глава "Индитекс", одной из крупнейших в мире текстильных корпораций, и самый богатый человек Испании Амансио Ортега уходит на пенсию – 28 марта ему исполняется 75 лет. Эта новость широко обсуждается в испанском обществе, да и в деловых кругах многих других стран. Амансио Ортега – владелец сети магазинов "Сара", которую в большинстве стран не испаноязычного мира именуют "Зара", по тому, как написано название. Рассказывает наш мадридский корреспондент Виктор Черецкий.

Виктор Черецкий: Амансио Ортегу называют "самым скромным миллиардером мира". Фигура эта во многом загадочна и необычна. До недавнего времени о владельце знаменитых магазинов "Сара" и обладателе состояния в 31 миллиард долларов практически ничего не было известно: никто не слышал ни его публичных выступлений, ни интервью для прессы, не видел его фотографий. Амансио умудрялся никогда не участвовать в форумах и деловых встречах предпринимателей, не ходил на официальные приемы, не присутствовал даже на собраниях акционеров собственной корпорации. Он терпеть не может заседаний, церемоний и торжественности. У миллиардера даже нет собственного кабинета. А о своем предстоящем уходе он сообщил письменно, чтобы избежать ненужных вопросов. Говорит автор книги о текстильном магнате Хесус Сальгадо. В свое время он несколько лет потратил на то, чтобы добиться встречи с героем своего повествования.

Хесус Сальгадо: Он никогда не встречался с журналистами, никогда не делал публичных заявлений. Человек это особый и уникальный. Это Амансио Ортега и точка - подобной фигуры в мире большого бизнеса нет. Вообще, это своеобразный антипод миллиардера. Он даже питается в рабочей столовой – никогда не устраивает ни банкетов, ни званых приемов. Его основное место пребывания – фабрика.

Виктор Черецкий: Действительно, владелец второго по величине капитала в Европе и седьмого в мире обычно трудится вместе с закройщиками, лично контролируя появление каждой новой модели. Он также любит прогуливаться инкогнито по магазинам своей торговой империи, выясняя, какой товар идет лучше, а какой хуже, и хорошо ли обслуживают клиентов его продавцы. Хесус Сальгадо.

Хесус Сальгадо: У него два любимых занятия – работать в цехе, контролировать работу закройщиков и давать им советы, а также посещать магазины. Он может прийти неожиданно в одну из своих торговых точек, правда, в основном, в Галисии, где он живет, поскольку не любит разъезжать, особенно летать на самолете.

Виктор Черецкий: Человек, одевающий по последней моде чуть ли не полмира, сам ходит в старомодном костюме и никогда не носит галстука. Исключения из правил не делается ни для встреч с наследным принцем Фелипе де Борбоном, когда тот с супругой принцессой-модницей Летисией посещает головное предприятие "Индитекса", ни для главы государства - самого короля Хуана Карлоса, когда монарх вручает "текстильному королю" очередной орден за вклад в экономику Испании. Журналист Хесус Сальгадо.

Хесус Сальгадо: Он всегда одет одинаково. На работе - в рубашке с коротким рукавом. А пиджак поверх все той же рубашки надевает лишь по особым случаям.

Виктор Черецкий: Трудиться Амансио, сын железнодорожного рабочего, начал в 14 лет – мальчиком на побегушках в магазине одежды. Затем он открыл собственное дело – производство и продажу распашонок для новорожденных. Формула успеха родилась уже тогда – производство, оптовая и розничная торговля должны сосредотачиваться в руках одного хозяина, что и позволяет держать привлекательные для клиентов низкие цены. Никаких посредников и никакой банковской задолженности! В 1975 году в Испании появился первый магазин модной и дешевой одежды для женщин, мужчин и детей под названием "Сара". Экономический эксперт, профессор мадридского университета Энрике Бадиа.

Энрике Бадиа: Основы нынешней деятельности "Индитекса" были заложены еще в 1963 году. Сегодня это вторая по значению текстильная корпорация мира, занимающая ведущие позиции в массовом производстве модной одежды. Для Испании это уникальное предприятие – абсолютный лидер нашей промышленности. Бесспорно, у нас больше нет столь значимых производителей мирового масштаба.

Виктор Черецкий: Сегодня в мире действует полторы тысячи магазинов с названием "Сара". Со временем у них появились "сестры" под названием "Сара – все для дома", "Бершка", ориентированная на молодежную моду, "Ойшо", торгующая женским бельем, "Страдивариус" - магазин молодежной женской одежды, "Массимо Дутти", специализирующийся на классических образцах, и так далее. Разбросаны они по Европе, Америке, Азии, Австралии, Ближнему Востоку и Северной Африке. В них задействованы 100 тысяч работников. Все магазины, а также фабрики и оптовые склады, входят в группу "Индитекс". Хесус Сальгадо полагает, что деятельность корпорации еще не достигла своего предела и что у нее прекрасные перспективы, несмотря на глубокий экономический кризис, переживаемый Испанией.

Хесус Сальгадо: Уже сейчас у корпорации более пяти тысяч магазинов в 73 странах мира. Процесс роста продолжается. Сейчас, к примеру, речь идет о расширении деятельности на рынке Италии, хотя там существует значительная конкуренция. Думаю, что в ближайшие годы число предприятий торговли, принадлежащих "Индитексу", достигнет 7-8 тысяч. К тому же у корпорации сейчас налажены не только торговые, но и производственные связи во многих странах, что позволяет ей надежно закрепиться на мировых рынках. Позиции корпорации настолько тверды, что даже смена руководства не отразилась на биржевом курсе ее акций. Сейчас акции "Индитекса" стоят 51 евро, хотя их первоначальная цена составляла всего 2 евро.

Виктор Черецкий: За годы деятельности "Индитекса", как считает профессор Бадиа, Амансио Ортега выработал определенную стратегию, которая и обеспечивала до сих пор его успех.

Энрике Бадиа: Экспансия магазинов корпорации началась 20 лет назад по всей Испании, затем перекинулась на Европу и остальной мир. При этом "Индитекс" часто применяет стратегию, получившую название "оживление мертвой улицы". Она состоит в том, чтобы выбрать место, желательно в той части города, где мало торговли, и открыть там одновременно 4-5 магазинов своей сети – создать что-то вроде собственного торгового центра.

Виктор Черецкий: Другая составляющая успеха - гибкость и мгновенная реакция на изменения тенденций моды. Но самое главное, считает магнат, это кадры. Всех руководителей даже среднего звена Ортега подбирает самостоятельно. Назначать на должность не торопится. Хосе Луис Химено, один из ведущих испанских специалистов в области управления производством, преподаватель школы бизнеса в Севилье.

Хосе Л.Химено: У Амансио Ортеги своя философия подбора кадров, на которую я хочу особо обратить внимание. Он никогда не спешит брать на работу новых людей, зато увольняет бездельников очень быстро. Ведь, по его словам, имидж предприятию создают люди, которые на нем работают. Иметь на предприятии непригодного работника – это непозволительная роскошь, ведь он наносит вред общему делу.

Виктор Черецкий: Все, кто хоть немного знаком с деятельностью "Индитекса", знают, что на эту корпорацию никогда не работал ни один знаменитый модельер – ни свой, испанский, ни иностранный. Вся новая продукция разрабатывается на головном предприятии в муниципальном округе Артейжо местными галисийскими портными под руководством самого Ортеги. Журналист Хесус Сальгадо.

Хесус Сальгадо: Он "чувствует" моду и знает, что в данный момент нравится людям. В этом он больше понимает, чем в экономике производства. Ведь финансовой частью до недавнего времени занимался его покойный старший брат. Между тем, Ортега моде нигде не учился. Он сам мне рассказывал, как в свое время ездил в Париж, садился на улице на лавочку и смотрел, как одеты люди. Какой длины юбки, какие цвета предпочитают парижане, законодатели моды, и так далее. Его принцип – приспособить моду к вкусам людей. В этом он разбирается.

Виктор Черецкий: Побочная деятельность корпорации – операции в сфере недвижимости, финансов и торговли автомобилями. Причем скупкой и перепродажей недвижимости – в основном торговых площадей в самых престижных городских районах - "Индитекс" занимается повсеместно, даже в мировых столицах, включая Нью-Йорк, Лондон, Париж и Берлин. Об этой деятельности рассказывает Хесус Сальгадо.

Хесус Сальгадо:
В один прекрасный день Амансио столкнулся с неожиданной проблемой. После того, как его акции стали быстро расти на бирже, он спросил у своих ближайших помощников – что делать с лишними деньгами? И сам себе ответил, ну, разумеется, как всегда, вкладывать: и не только в развитие производство, но и в недвижимость. "Индитекс" начал скупать нежилые помещения в европейских столицах.

Виктор Черецкий: Амансио Ортега – жесткий руководитель и добрый человек. Он охотно дает деньги своим рабочим, если узнает, что кто-то остро нуждается, содержит различные благотворительные фонды – в помощь детям-инвалидам, для развития научных исследований в области медицины, дает деньги на образование и так далее. Увлекается живописью – рисует сам. Журналист Хесус Сальгадо.

Хесус Сальгадо:
Это, безусловно, человек весьма трудолюбивый. Кроме того, он многим помогает – лично или через благотворительные фонды. Дружит он лишь с земляками, приятелями своей молодости – людьми, в основном, простыми. Его "слабой" стороной многие считают замкнутость, добровольный отказ от светской жизни.

Виктор Черецкий: Наследницей текстильной империи должна стать в будущем младшая дочь Ортеги – Марта, которую отец с детства готовил в свои приемники. Экономику она изучала в Великобритании, затем некоторое время работала продавщицей в одном из магазинов "Сара". Однако ей лишь 26 лет и отец считает, что она не готова стать руководителем текстильной империи. Так что пока, под строгим оком отца, Марта проводит время в трудах – в качестве одного из боссов корпорации - и на ипподроме. Увлечение конным спортом с детства поощрялось отцом, который никогда не скупился на покупку любимой наследнице элитных скакунов. Что касается "Индитекса", то там на хозяйстве пока будет находиться ближайший помощник и ученик Ортеги 40-летний Пабло Исла. Впрочем, сам магнат покидает только руководство. Он продолжит работу в швейном цехе. Хесус Сальгадо.

Хесус Сальгадо:
Он больше не будет президентом компании, однако, детище своей жизни не оставит. Кстати Ортега и не был никогда президентом в привычном для нас смысле. Он, скорее, походил на цехового мастера – сам кроил, целый день проводил на фабрике – в цехе, в столовой и даже на фабричном стадионе. Так что Амансио Ортега, думается, с предприятия никогда не уйдет.

Виктор Черецкий: Между тем, личность испанского текстильного магната с годами обросла легендами и анекдотами. О его чудачествах с юмором говорят в мире бизнеса. Ну а Хосе Луис Химено включил рассказ об Ортеге в курс лекций, который читает в Школе бизнеса.

Хосе Л. Химено: Известно, что до поры до времени об Амансио Ортеге знать никто ничего не знал и все ломали голову, кому принадлежит "Сара"? Ведь он не только никогда не фотографировался, но и даже избегал места, где могли находиться представители деловых кругов или прессы. Такое поведение сам Амансио оправдывал желанием жить привычной жизнью: к примеру, по утрам завтракать с приятелями-пролетариями в кафе на центральной площади поселка - есть пончики-чуррос с горячим шоколадом. Как он и думал, этой благодати пришел конец: когда в 2002 году его группа вышла на биржу, отсиживаться в тени стало невозможно. Амансио после этого долго жаловался, чуть не плача, что проклятая биржа поломала ему всю жизнь – пришлось завести шофера, телохранителей, поменять привычки и даже – самое ужасное – завести проклятый шелковый галстук, который он, правда, так никогда и не надел.

Виктор Черецкий:
Книга журналиста Хесуса Сальгадо о личности текстильного магната и его предприятии побила все издательские рекорды в Испании. За несколько лет она выдержала семь изданий. На нее даже существует предварительная запись. Преподаватель Хосе Луис Химено рекомендует ее слушателям Школы бизнеса в качестве учебного пособия.

Хосе Луис Химено:
В свое время была написана его биография. Ее раскупили за один день. Я долго пытался купить эту книгу по Интернету и не мог. Достал только после очередного переиздания. Рекомендую ее всем, кто хочет научиться, как делать бизнес.

Виктор Черецкий:
Мы поинтересовались у автора упомянутой книги, имеются ли планы ее издания на русском языке. Оказалось, нет. Зато у корпорации "Индитекс" есть планы расширения своего присутствия в странах Восточной Европы, в том числе в России.