Долги и налоги тормозят инвестиции

Нефть дорожает, инвестиции сокращаются...

Внутренние инвестиции в экономике России сокращаются второй месяц подряд, несмотря на дорожающую нефть

Объем внутренних инвестиций в России, по данным Федеральной службы статистики, в феврале сократился на 0,4% к уровню февраля прошлого года – после сокращения на 4,7% в январе. До 2008 года рост этих инвестиций был одним главных факторов общего роста российской экономики. Но расширялись внутренние инвестиции в основном за счет заемных зарубежных средств. И к началу 2011 года, по данным Центрального банка России, 60% общего внешнего долга страны на сумму 483 млрд долларов приходилось на нефинансовые компании и предприятия, то есть ровно вдвое больше, чем на российские банки. Теперь эти долги нужно обслуживать.

В целом источники долгосрочного кредитования для российских компаний по-прежнему остаются за рубежом, отмечает главный экономист инвестиционной компании "Открытие" Владимир Тихомиров.

Еще в декабре 2010 года рост внутренних инвестиций в экономике России превышал уровень декабря 2009 года более чем на 10%. И одним из факторов этого считался рост цен на нефть. С тех пор нефть стала еще дороже, но объем внутренних инвестиций демонстрирует сокращение к прошлогодним уровням уже два месяца подряд.

Это в большой степени стало результатом существенного увеличения налогового бремени на бизнес, главным образом – повышения с 26% до 34% от фонда зарплаты норматива страховых социальных отчислений. Так полагает главный экономист инвестиционной компании "Уралсиб Кэпитал" Алексей Девятов: "В новой ситуации бизнес начинает экономить в первую очередь на таких расходах как инвестиции".
В новой ситуации бизнес начинает экономить в первую очередь на таких расходах как инвестиции

Помимо внутренних инвестиций, другим важнейшим фактором докризисного роста российской экономики считался рост внутреннего спроса, выраженного, в том числе, и в расширении объемов розничной торговли. Российские банки могли тогда занимать за рубежом на весьма выгодных для себя условиях, превращая полученные деньги уже во внутренние кредиты – компаниям и населению.

Теперь же иссякли не только источники прежних, дешевых кредитов. Расширение потребительского спроса тормозится и гораздо более умеренными, чем еще недавно, темпами роста доходов населения, отмечает Владимир Тихомиров. В отличие от большинства других стран, в России рост доходов населения не прекращался даже на фоне кризиса, хотя он и замедлился. Целенаправленная политика правительства в докризисный период, особенно в отношении роста пенсий или зарплат в государственном секторе, привела к тому, что теперь они в целом оказались в России на уровне, который, учитывая общее развитие национальной экономики, страна может себе позволить. Владимир Тихомиров говорит: "О дальнейшем их повышении речь теперь не идет. По крайней мере, теми же темпами – на 20-30% в год, которые наблюдались до кризиса. Соответственно, это отражается и на объемах розничной торговли".

То есть, оба фактора еще недавнего, докризисного роста экономики России – расширение внутренних инвестиций и внутреннего спроса – в нынешних условиях проявиться в прежних масштабах не могут по определению. Из других же факторов возможного роста внутренних инвестиций в ближайшие месяцы остается разве что дорожающая нефть, предполагает Алексей Девятов. До кризиса часть получаемых кредитов компании использовали на инвестиции. "Теперь же банки опасаются расширять кредитование, учитывая весьма высокий уровень накопленной корпоративной задолженности".