Небывалый орел двуглавый

Все-таки непонятно, про кого он говорил. Имею в виду президента Медведева и его полемический выпад против "крестовых походов". А также призыв к "максимальной аккуратности в оценках" и недопустимости использования "выражений, которые, по сути, ведут к столкновению цивилизаций".

Дело в том, что о крестоносцах первым заговорил Каддафи. Именно он, вскоре после принятия известной резолюции Совбеза ООН, объявил поход против "агрессии крестоносцев и колониалистов". Российский полковник, проводя политинформацию среди передовых рабочих Воткинского завода, лишь повторил мысль ливийского полковника. Хотя и довольно близко к тексту, что позволяет доброжелательно поразмышлять об идейной близости двух национальных лидеров. Как в построении исторических концепций, так и в политической деятельности. В конце концов, Путину тоже доводилось отдавать приказ о бомбежке мирного населения во время гражданской войны.

В общем, тайна сохраняется, как это уже стало привычным в отношениях между президентом и премьером. В декабре мы гадали, кого критиковал Медведев, заявляя, что должностное лицо не имеет права вмешиваться в работу суда. Похоже, Путина, но приговор, вынесенный в январе Ходорковскому и Лебедеву, свидетельствовал скорее о том, что Дмитрий Анатольевич проводил некий абстрактный юридический ликбез. Совсем недавно эксперты ломали головы над докладом ИНСОРа, объявленного предвыборной программой действующего президента. Но поняли только то, что Медведев очень хочет идти на второй срок и Юргенс его в этом деле поддерживает, а больше ничего не поняли.

Конечно же, волноваться не о чем. Как нам пообещал премьер-министр, в свой срок они с другом Дмитрием уединятся и решат сей довольно простой вопрос, о чем и сообщат россиянам. И все же интересно, что означают эти то и дело вспыхивающие дискуссии о законности и о крестоносцах. По-человечески любопытно.

С одной стороны, большой популярностью пользуется теория "разводки", которая заключается в том, что конфликты между нашими тандемократами – это игра на публику. Имитация политического конфликта, тогда как на самом деле власть в стране принадлежит Путину, который и будет решать проблему-2012, причем единолично. Данная теория убедительна еще и тем, что соответствует путинскому стилю взаимоотношений с элитами и народом. Стилю чекистской спецоперации, которая подразумевает тайну и простоту. Собственно, в рамках подобной спецоперации Медведев и стал президентом.

С другой стороны, невиданная эта стилистика полностью противоречит российской традиции. Регент у нас правил, но только при малолетнем царе. И никогда не бывало так, чтобы глава государства (он же грозный царь, кровавый палач, волюнтарист-кукурузник, бровастый маразматик, минеральный секретарь) покидал трон и занимал место рядом с троном. Также не зафиксировано случаев переноса трона из Кремля в какой-нибудь Белый дом. Царская или президентская власть в России всегда казалась сильной, даже если ею обладал слабый человек. Божий помазанник или всенародно избранный гарант мог поднимать страну на дыбы, реформировать, беспробудно работать с документами – власть его была непререкаемой. По крайней мере, до той поры, пока он сам не уходил в силу естественных причин или его не скидывали – при помощи табакерки, пули в тюремном подвале, по решению октябрьского пленума или в связи с геополитической катастрофой.

Судьба Медведева в этом смысле уникальна. Он вроде и царь, избранный на демократических выборах, и человек свиты, назначенный президентом по велению предыдущего царя. Он вроде бы руководит страной и, согласно Основному закону, в любой день может отправить в отставку кабинет во главе с премьером – и не может. Хотя поводов предостаточно, и когда Путин высказывается о войне в Ливии в духе Каддафи, а также только что уволенного российского посла в Триполи, и президент резко отзывается на сей счет, то логично ждать от Медведева соответствующих кадровых решений. Логично, но нереалистично. Ибо вполне понятно, что даже раздраженная реплика о крестоносцах звучит в устах президента неслыханной дерзостью.

Таков нынешний расклад сил. А что будет завтра – бог весть. То ли имитация политической борьбы завершится, в соответствии с замыслом, поражением Медведева и возвращением нацлидера на третий срок. То ли победит традиция и человек, занимающий главный пост в государстве, поступит так, как положено российскому лидеру. То есть разорвет "кондиции", смешивая эпохи и внимая призыву своей гвардии: "Полноте, государь, ребячиться, ступайте царствовать!" Казалось бы, самый немыслимый ныне вариант, но исторически – самый естественный. В отличие от сегодняшнего двоецарствия, этой диковатой пародии на российский герб.