Глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов – о "деле Гаева"

Кирилл Кабанов

Против бывшего начальника московского метрополитена Дмитрия Гаева возбуждено уголовное дело. Об этом со ссылкой на Следственный Комитет при МВД РФ сообщает РИА Новости. Дело возбуждено по 201 статье Уголовного Кодекса РФ – "злоупотребление должностными полномочиями". Максимальное наказание по этой статье до 4 лет лишения свободы.

По данным Генпрокуратуры, за годы руководства метрополитеном Дмитрий Гаев обогатился на сумму свыше 112 миллионов рублей – его сыну принадлежала фирма, торговавшая билетами, а компания дочери главы метро контролировала всю торговлю в подземке. О выдвинутых против Дмитрия Гаева обвинениях и перспективах уголовного дела рассуждает руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов:

– После проверки, проведенной совместно Счетной палатой и Генеральной прокуратурой, последняя выступила с заявлением о том, что Дмитрий Гаев подозревается в использовании государственных активов – то есть ГУП "Метрополитен" – для получения личной выгоды. В обвинении, насколько я помню, речь идет о присвоении сотни миллионов рублей. Хотя если взять всю историю в целом, то выяснится, что здесь, помимо всего прочего, есть еще и конфликт интересов, поскольку сын Гаева сначала штамповал талончики, а потом проездные билеты, а дочь фактически взяла под контроль всю торговлю в Метрополитене.

– Схема, при которой папа руководит предприятием, а сын и дочь занимаются торговлей билетами, считается коррупционной?

– Да, потому что это использование должностного положения для получения выгоды третьими лицами, близкими. Однако в нашем законодательстве никак не прописан механизм, который должен выявлять и наказывать за подобные деяния. Пока что у нас наказывают за взятку, за хищение и тому подобное.

– Об обвинениях, выдвинутых против Дмитрия Гаева, было известно уже давно. Почему уголовное дело возбудили только сейчас?

– Я думаю, что формальные сроки соблюдены. Вначале материалы поступили в прокуратуру, потом 30 суток ушло на принятие решения, потом сроки продлили для изучения материалов, поскольку, я думаю, их действительно было много, а потом было принято решение. Но это все – формальная сторона дела. А по сути, я думаю, дело в том, что решение принималось относительно чиновника высшего ранга, имеющего огромные связи и хороших покровителей. Очевидно, оказывалось противодействие, были попытки договориться, в том числе, возможно, и коррупционным путем. Но, в конце концов, уголовное дело было возбуждено, поскольку слишком много было громких заявлений, и деваться было уже некуда.

Угроза того, что это дело может сойти "на нет", все еще существует. Посмотрим, как выступит Следственный комитет, и какое решение относительно меры пресечения примет суд. Поскольку речь идет об огромной сумме, возможности скрыться где-то у Гаева наверняка есть.