Духовные стихи как символы веры и жизни

Фольклорно-этнографический ансамбль "Октай" из Тувы готовит к записи новый альбом староверческих духовных стихов. Это третий альбом "Октая" – первый вышел в США, второй – в производстве московской звукозаписывающей компании Sketis Music. Ансамбль создан в Кызыле в 1990 году. "Октай" - от греческого "октоих", восьмигласник. Так называется богослужебная книга православной церкви с текстами и нотами в крюковом изображении. Артисты ансамбля изучают музыкальную культуру старообрядцев, живущих в верховьях реки Малый Енисей, в частности, старообрядческих духовных стихов. О старообрядцах Тувы и этнографическом ансамбле "Октай" в интервью Радио Свобода рассказала художественный руководитель центра традиционной русской культуры из города Кызыл Надежда Пономарева:

- В верховьях реки Малый Енисей старообрядцы живут около сотни лет. Пока они сюда добирались, в основном, с Урала, с Алтая, прошло время... Староверы сохраняют до сих пор какие-то традиции, обычаи, веру, самое главное. Есть три деревни старообрядческие - это Эржей, Ужеп и Сизим, и выше по реке есть много скитов, куда уходят наиболее крепкие старообрядцы, когда мир их достает.

- Сколько их всего примерно?

- В трех деревнях - около тысячи человек. В основном они занимаются охотой, рыбалкой, земледелием, скотоводством.

- Как связь налажена с этими деревнями? Есть там больница, школа?

- Если взять самую дальнюю деревню, где живут наиболее крепкие старообрядцы, то, поскольку там нет электричества, они вполне могут использовать такие достижения, как солнечные батареи, генераторы электроэнергии, современные моторы, японские, чтобы проходить пороги. В общем, технические какие-то средства есть, за исключением телевизоров. Даже сотовые телефоны могут использоваться для дела.

- А интернет есть там?

- Интернет? Да, в одной деревне, Сизим, во-первых, есть школа средняя, вот там есть и интернет.

- Молодежь уходит из этих деревень?

- Очень мало людей уходит оттуда, потому что это крепкие старообрядцы, они не стремятся, чтобы дети закончили школу. То есть, научились читать и писать - и, в общем-то, считается, что этого хватает. Дети с раннего возраста приспособлены к хозяйству натуральному.


Фотоальбом Саяны Монгуш. Ансамбль "Октай"


ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ АНСАМБЛЬ "ОКТАЙ" ФОТООЧЕРК САЯНЫ МОНГУШ


- Власти как-то беспокоят их?

- Сейчас, я думаю, власти шибко не беспокоят их. Но старообрядцы участвуют, насколько я знаю, даже в выборах, если им это выгодно. Ну, если их заинтересуют.

- Вы много общались с этими людьми. Что их держит в глуши, почему они придерживаются своего образа жизни?

- У людей уже это в крови просто. Это же сохранялось веками, этот уклад, образ жизни и, самое главное - вера.

- Вспомните, пожалуйста, как вы впервые приехали в старообрядческую деревню. Как вас там приняли?

- Мы занимались сплавом по реке, попали в деревню, а еще раньше вместе с геологами попали в скит, где просто было интересно понаблюдать, как живут там матушки. Сразу ощущается, что вот это что-то такое настоящее, глубокое. В этом есть такая сила, понимаете.

Что бы нам построить?

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Староверы




- Как именно вы собираете старообрядческий фольклор?

- Когда мы начали этим заниматься, тогда еще были живы старики, которые могли напеть мелодии духовных стихов. Сейчас уже этих стариков нет, сейчас даже, скорее, к нам обращается молодежь, чтобы мы показали текст того или другого духовного стиха.

- А кто участвует в вашем ансамбле, что это за люди?

- У нас несколько составов. Начинают дети заниматься примерно с 5-6 лет, пока здесь живут, в Туве, в Кызыле, занимаются. Обычно дети заканчивают школу и уезжают из Тувы, русскоязычные-то, но пока они здесь - занимаемся, поем. И есть еще взрослый коллектив, там женщины.

- Старообрядцы участвуют в вашем ансамбле или только позволяют записывать песнопения?

- У нас в ансамбле, случается, поют потомки старообрядцев, внуки, правнуки, которые, в общем-то, уже мирские люди, но корнями своими - там.

- Как вы понимаете смысл духовных стихов? Зачем они нужны? Что для вас в этих стихах главное?

- Самое главное, конечно, это тексты. Детям интересно в плане истории христианства и просто истории русской истории. Интересно вообще - старославянский язык. Стихи заставляют задумываться о смысле жизни, о душе, кто ты в этом мире, зачем.

- Как финансируется ваш ансамбль? Как-то власти местные или республиканские помогают вам?

- Вообще-то относимся к городскому департаменту культуры. Это официальное место работы. Базируемся мы в подвальном помещении. Как-то иногда помогают, бывает.

- Как часто вы выступаете?

- Довольно часто. Но не всегда с духовными стихами, потому что мы с детьми, в общем-то, осваиваем не только фольклор старообрядцев, но и вообще фольклор русский. Фактически из ансамбля человек выходит, имея представление о всей русской традиционной культуре.

- Что вас в самом начале привело к занятиям фольклором? Вы ведь геолог по профессии?

- Когда у меня появилось трое детей, стало интересно. Еще перед этим мы занимались фольклором, у нас был руководитель из Москвы, ученик Дмитрия Покровского, он приехал, нас собрал и заразил этой болезнью - фольклором. А потом интересно с детьми стало заниматься. Начинали мы со школьного кружка, детям это гораздо легче, проще дается, чем взрослым людям. Наверное, отсюда. И мои все трое детей пели в ансамбле.

Стих о князе Владимире

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Тувинские староверы




О русском старообрядчестве рассказывает Радио Свобода
доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института языкознания Серафима Никитина:

- Никакой точной статистики о численности староверов в России нет. Довольно много староверов живет в городах, они все время перетекают из сел в города, больше из сел в города, чем из города на село, конечно. Рассеяны староверы по всей России. Я думаю, что измеряется их численность сотнями тысяч. По дореволюционной статистике, староверов в Российской империи было вообще около 10 миллионов.

Главное для староверов - четкая обрядовая сторона, которая отличается от широко понятой православной, от обрядов патриаршей церкви. А вот догматика обычной православной, патриаршей церкви - та же самая. У староверов существует большое количество так называемых согласий и еще больше так называемых толков по имени основателей этих течений, и все эти толки и согласия существенно друг от друга отличаются. Дискуссия идет о том, можно ли вообще объединять староверов в одно движение, ученые спорят о том, что именно разные группы староверов объединяет.

Фотоальбом Саяны Монгуш. Староверы Тувы


ДЕРЕВНИ СТАРОВЕРОВ В ВЕРХОВЬЯХ МАЛОГО ЕНИСЕЯ. ФОТООЧЕРК САЯНЫ МОНГУШ

Староверческие течения - очень разные. С одной стороны - церковники, представителем которых является Белокриницкая церковь, имеющая свое представительство в Москве. С другой стороны, есть беглопоповская церковь, с церковной иерархией, есть и митрополит. Это вполне, так сказать, сопоставимо с тем, что есть в патриаршей церкви. Есть так называемые беспоповцы, у которых нет иерархии. Некоторые общины староверов считают отсутствие иерархии бедой, но, тем не менее, как-то обходятся без этого уже 300 лет, думая все время про конец света, который все еще не наступил, правда.

- Староверов связывают какие-то отношения с властью?

- Ну, а почему нет, у нас же свобода совести. Община, во-первых, должна зарегистрироваться. Община может обращаться с разными просьбами к власти, с просьбой предоставить, скажем, земельный участок для постройки молитвенного дома. Беспоповцы общаются даже с патриаршей церковью, и вполне конструктивно.

- Что характеризует традиционную старообрядческую общину?

- Дело не просто в строении общины как таковой, а а том, что отличает вообще староверие от православия патриаршего, синодального. Возникло так называемое староверие, когда частью верующих были приняты в середине XVII века реформы патриарха Никона, связанные, в частности, с так называемым исправлением книг. Речь, например, о расхождениях в написании: Исус с одним "И" вместо двух, в символе веры пропущен "аз" противопоставительный - тоже это вызвало возмущение у части православного общества. Было даже такое выражение - "умрем за единый аз", с которым староверы были готовы буквально идти на костер. Одно из основных отличий - это, конечно, так называемое перстосложение. Староверы крестятся двумя перстами, а вот патриаршая церковь - тремя.

- В какой степени верно представление о староверческих общинах как о совершенно изолированных ячейках общества?

- Они просто исполняют свои обряды и стараются не пускать в свой круг чужих.

- Все-таки число староверов уменьшается? Современная цивилизация размывает этот образ жизни?

- Разумеется. Хотя при этом не исключено, что в разных общинах численность староверов может увеличиться по каким-то причинам. И сейчас, например, в те скиты, которые были раньше практически недоступны, идут староверы, чтобы там пожить и, так сказать, научиться правильной жизни в скитах. Сейчас люди, которые приезжают даже из Америки, потомки староверов, которые эмигрировали когда-то в Америку, и вот они едут в скиты, чтобы там пожить.

- В каких регионах России заметно присутствие староверов?

- Почти в каждой области есть староверы. К примеру, Урал - весь, с северного до южного, в староверии. Там много староверов, потому что в свое время, когда организовывались демидовские заводы, туда часто брали беглых рабочих, которые скрывались от власти, от церкви, и они были староверами. Верхокамье, например, - я много ездила туда в экспедиции, это своего рода заповедник староверия.... Нижегородская, Костромская области, вообще староверы живут во многих областях европейской части России. Во многих районах Сибири, в той же Туве совершенно роскошные поселения, я там была несколько раз. Это действительно замечательный уголок староверия.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска "Времени Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"