Джо Морелло скончался в возрасте 82 лет. Интервью с пятью джазменами клана Марсалисов

ДС:- C самого раннего детства он страдал из-за проблем исключительно слабого зрения. В шесть лет он начал играть на скрипке. Три года спустя, в девять лет, он появился на сцене вместе с Бостонским Симфоническим Оркестром и вызывал сенсацию, сыграв «Концерт для скрипки Феликса Мендельсона». В пятнадцать лет он познакомился с Яшей Хейфецом и решил, что он вряд ли когда-нибудь достигнет вершин мастерства маэстро Хейфеца. И он сменил инструмент…
Ваши ламповые и транзисторные настроены на волну «Свободы». В эфире еженедельное и свингующее «Время Джаза». У микрофона в Париже – ваш ДС. Вы так же можете слушать нас LIVE или в подкасте с нашего сайта svobodanews.ru.
Скрипача, которого Яша Хейфец отправил в нокдаун, звали Джо Морелло. Он был ударником в квартете Дейва Брубека двенадцать с половиной лет…

Dave Brubeck - Unsquare Dance – 2:01 (The Best of Dave Brubeck Take five - COLUMBIA)

ДС: «Unsquare Dance» - пьеска, официально, Дейва Брубека. Пол Дезмонд – альт-саксофон; Джин Райт – контрабас и Джо Морелло – ударные. Нью-Йорк, студия звукозаписи «Коламбия», 1961 год.
Это одна из четырех самых знаменитых пьес Джо Морелло. Он играет здесь лишь барабанными палочками; счет 7/4.
Оставив скрипку, Джо пошел в ученики к ударнику Джо Сефсику, а затем доучивался у ударника, автора учебника для барабанщиков «Stick Control for the Snare Drummer». Snare Drum - это малый военный барабан. Звали этого ударника и автора учебных пособий Джордж Лоренс Стоун, который настолько был впечатлен идеями своего ученика Джо Морелло, что включил их в следующую книгу для мастеров ритма «Accents & Rebounds». Сама книга посвящена Джо Морелло. Третьим учителем Морелло был перкуссионист нью-йоркского Radio City Билли Глэдстоун.

The Dave Brubeck Quartet - Blue Rondo a la Turk – 6: 44 (The DAVE BRUBECK QUARTET - Time Out – COLUMBIA)

ДС: - «Blue Rondo a la Turk» Дейва Брубека. Рондо было написано в счете девять на восемь. Сравнение с "Rondo alla Turca" Моцарта – ошибочно.
Дейв услышал уличных турецких музыкантов, которые играли в непривычном ритме: "1-2/1-2/1-2/1-2-3". Когда он их спросил, что это за ритм, они ответили: - Это наш собственный, турецкий. Он для нас то же самое, что для вас блюз».
Отсюда и название: «Blue Rondo a la Turk»
Работа Джо Морелло здесь исключительно деликатна и отчетлива.

Йоахим Берендт, автор фундаментальной «The Jazz Book», писал про Джо Морелло, что тот, цитирую, «… обладал зрелостью, или даже энергичностью, Макса Роуча с почти лунатическим чутьем импровизационных линий коллег. Морелло вошел в состав (квартета) Брубека в 57 году и именно он помог Брубеку достичь ритмической осознанности, ясности, которой ему до этого не доставало». КЦ.
Джо Морелло скончался 12 марта этого года у себя дома в Нью-Джерси. Ему было 82 года.

Спасибо всем нашим радиослушателям, оставляющим комментарии на сайте «Свободы» svobodanews.ru в рубрике «Радиопрограммы, Время Джаза» или просто во «Времени Джаза» на первой странице сайта с понедельника по воскресенье. Ваши комменты, вопросы, запросы и, само собой поправки, помогают вашему ДС ориентироваться в джазовом пространстве…

The Dave Brubeck Quartet - Take Five - 5:24 (DAVE BRUBECK QUARTET - Time Out – COLUMBIA)

ДС: - «Take Five», композиция альт-саксофониста Пола Дезмонда – самое знаменитое соло Джо Морелло со счетом пять на четыре. Классический квартет Брубека: сам отец-основатель – рояль и Ёджин Райт – контрабас. Июнь-август 59 года, 30 стрит Нью-Йорка, студия звукозаписи «Коламбия».

Dave Brubeck - He Done Her Wrong – 2:14 (Dave Brubeck Quartet - Time In – Colambia)

ДС: «He Done Her Wrong», «Он поступил с ней неправильно» - Дейва Брубека. Тот же состав квартета, но уже не диск «Коламбии» «Time Out», а наоборот – «Time In», октябрь 69 года.
В четверку самых знаменитых композиций с Джо Морелло входят еще две: "Strange Meadow Lark" и "Pick-Up Sticks": «Странный полевой жаворонок» и «Подхватить, поднять (барабанные» палочки.» Вот на «Жаворонке» мы и расстанемся сегодня с Джо Морелло, который записал с Брубеком более 60 дисков

The Dave Brubeck Quartet - Strange Meadow Lark – 7:22 (DAVE BRUBECK QUARTET - Time Out – COLUMBIA

ДС: - «Strange Meadow Lark» - квартет Дейва Брубека, 59 год… В любимой науке «Птицы» Паркера, орнитологии Meadow Lark – это Sturnella, луговой трупиал. Но вряд ли Дейв заглядывал в учебник орнитологии…
Что ж, бай-бай, Джо Морелло! Надеюсь, в небесном оркестре есть вакантные места для барабанщиков….

На обложке апрельского номера «Даунбита» клан Марсалисов. Семья, конечно: Эллис, 34 года рождения, отец, глава клана, пианист. Бранфорд по кличке «Джипи», альт-тенор-и-сопрано-саксофонист, 60 года рождения; Уинтон, на год старше, трубач. Дельфио, 65 года рождения, тромбонист. Джейсон – 77 года рождения (браво, папаша-Эллис!) – и это не все! Мбоя Киньята Марсалис – поэт, увы, аутист, стоящий особняком. Он не в музыке. Но он пишет стихи.
В Таганроге и Тюмени, Томске и Тамбове, в Тарусе, Твери и Туле, а так же на все остальные буквы, вы слушаете еженедельное и свингующее «Время Джаза», доставляемое вам на дом волнами «Свободы» и доступное и с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в, кажется уже неостановимо цветущем Париже, ваш ДС.

Ellis Marsalis - When first we met – 5:06 (Ellis Marsalis - Ruminations in New York - ELM-ESP)

ДС: - «When first we met», «Когда мы впервые встретились…» композиция и соло Эллиса Марсалиса; 29 мая 2003 года, Нью-Йорк.
Эллис Марсалис считается первым современным джазовым пианистом Нового Орлеана. Он родился в ноябре 34 года, в 11 лет поступил в начальную музыкальную школу при Xavier University, а затем в среднюю школу при университете Dillard – всё там же в Новом Орлеане. В 55 году он получил диплом бакалавра искусств и мог бы начать преподавать музыку. Вместо этого он стал помощником управляющего сети мотелей. Владельцем сети был его отец.
Через год Эллиса призвали в морскую пехоту на базу «в южную Калифорнию», то есть, скорее всего, в Сан-Диего. Именно будучи морпехом он и начал выступать в роли пианиста на телешоу «Dress Blue». Если забыть про блюз и вспомнить про море, то получается «одевайся в синее». Одновременно он выступал и в радиошоу «Leatherneck Songbook». Leatherneck – синоним морпехов. Спонсором и теле-, и радиошоу был Корпус Морской Пехоты США.
Демобилизовавшись, Эллис вернулся в Новый Орлеан, женился на Долорес Фердинанд, которая и родила ему шесть сыновей.

Wynton Marsalis - The Very Thought Of You – 5:37 (Winton Marsalis - Standard Time Vol. 3 - The Resolution Of Romance – Columbia)

ДС – «The Very Thought Of You», «Сама мысль о тебе…», композиция английского бандлидера и композитора Рея Ноубла.
Уинтон Марсалис – труба; Эллис – рояль; Реджинал Вил – контрабас и Хёрлин Райли – ударные. Продюсером этого третьего тома «Стандартное время Марсалиса» был его брат – Дельфио.
Всё же, говоря честно, самый известный из Марсалисов – Уинтон. И это он вытащил весь клан, всю семью, на мировую сцену.

Интервью с Марсалисами в их нью-йоркской квартире для «Даунбита» вел Джим Макни. Вот вопрос, обращенный к главе семейства:
«Даунбит»: Эллис, ваша известность связана кроме прочего с тем, что вы пытались играть modern jazz в мире, в котором царил джаз традиционный…
Э.М. – Я вспоминаю мэтра банджо Эльберта Френча по кличке «Папа». Он играл только с пожилыми ребятами. Его старший сын был моего возраста. Мы были знакомы, когда наша семья жила в Гэт-Тауне. И частенько пересекались в городе. Однажды Папа Френч сказал мне:
- Вы, ребята, должны заскочить к нам в клуб и подучиться у нас КАК играть эту самую музыку… Ведь наши корифеи отчаливают в иной мир все чаще и чаще, а вы, молодые коты, не умеете играть…
Само собой, я ему ответил:
- Yeah, Папа Френч, ты абсолютно прав…»
Но про себя я все же подумал:
- Чтобы я играл то, что они играют? это дерьмо?
… Мне было около сорока, когда я понял, наконец, связь между ранним джазом и тем, что мы пытались играть в более современном стиле. Дистанция вроде бы и не такая уж большая, но когда я слушал то, что они играли в ту эпоху…
Что сказать? Всегда хочется играть с одногодками…»
Финишная прямая, без всяких спортивных намеков, «Времени Джаза». Вашего личного свингующего времени, доставляемого вам на дом волнами «Свободы». У вас так же есть весьма верный шанс прослушать «Время Джаза» LIVE или в подкасте с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в Лютеции – Дмитрий Савицкий. What’s next?

The Branford Marsalis Quartet – Cassandra – 8:48 (The Branford Marsalis Quartet - Requiem – Columbia)

ДС: - «Cassandra», дочь короля Приама, короля Трои и его жены Гекубы. Она была самой красивой из всех дочерей Приама и Гекубы и обещала самому Апполону ответить взаимностью, за что он одарил ее даром предвиденья. Дальше - хуже. Читайте Гомера.
В данном случае композиция Брэнфорда Марсалиса – сопрано-саксофон; Кенни Кёркленд – рояль; Эрик Ривис – контрабас и Джефф «Тейн» Уаттс – ударные. Си-Ди «Реквием» вышел на Коламбии» в 98 году.
Мне всегда казалось, что композиции Брэнфорда интереснее, чем пьесы Уинтона. Вообще с Марсалисами, которые нынче стоят на вершине джазового Олимпа, обнявшись, проблема. Они все великолепные музыканты. Они играют и классику. Но почему от Уоллера, Диззи, Лестера или Гордона остались стандарты, а здесь всё прекрасно с игрой и импровизациями, но со стандартами, то есть занесением в Книгу Репертуаров – туго. Игра по потолку, но чего-то не хватает. Самой малости. Чего? И не поэтому ли Уинтон так часто играет классические стандарты?
Расстанемся мы как раз на классике (На Уинтона время у нас всегда найдется – с его-то плодовитостью!). Это классика Джеймса Пи Джонсона «Carolina Shout». Отличное соло сопрано-сакса Брэнфорда аукается здесь с Сиднеем Беше… Харри Конник-Младший аккомпанирует ему на фортепьяно. Запись 2003 года.
Я же желаю вам всех благ и жду ваших комментов. До следующей недели, чао, бай-бай!

Branford Marsalis Quartet - Carolina Shout – 2:35 (Branford Marsalis Quartet - Romare Bearden Revealed - Marsalis Music)