Фольклорно-этнографический ансамбль «Октай» из Тувы готовит к записи новый альбом староверческих духовных стихов. Это третий альбом "Октая" – первый вышел в США, второй – в производстве московской звукозаписывающей компании Sketis Music. Ансамбль создан в Кызыле в 1990 году. «Октай» - от греческого "октоих", восьмигласник. Так называется богослужебная книга православной церкви с текстами и нотами в крюковом изображении. Артисты ансамбля изучают музыкальную культуру старообрядцев, живущих в верховьях реки Малый Енисей, в частности, старообрядческих духовных стихов. О старообрядцах Тувы и этнографическом ансамбле "Октай" я беседую с художественным руководителем центра традиционной русской культуры из города Кызыл Надеждой Пономаревой.
В верховьях реки Малый Енисей старообрядцы живут где-то около сотни лет. Пока они вот сюда добирались, в основном с Урала, с Алтая, прошло время... Староверы сохраняют до сих пор какие-то традиции, обычаи, веру, самое главное. Есть три деревни старообрядческие - это Эржей, Ужеп и Сизим, и выше по реке есть много скитов, куда уходят наиболее крепкие старообрядцы, когда мир их достает.
- Сколько их всего примерно?
В трех деревнях - около, может быть, тысячи человек. В основном они занимаются охотой, рыбалкой, земледелием, скотоводством.
- Как связь налажена с этими деревнями? Есть там больница, школа?
Если взять самую дальнюю деревню, где живут наиболее крепкие старообрядцы, то, поскольку там нет электричества, они вполне могут использовать такие достижения, как солнечные батареи, генераторы электроэнергии, современные моторы, японские, чтобы проходить пороги. В общем, технические какие-то средства есть, за исключением телевизоров. Даже сотовые телефоны могут использоваться для дела.
- А интернет есть там?
Интернет? Да, там одна деревня, которая Сизим, там, во-первых, есть школа средняя, вот там есть и интернет.
- Молодежь уходит из этих деревень?
Очень мало людей уходит оттуда, потому что это крепкие старообрядцы, они не стремятся, чтобы дети закончили школу. То есть, научились читать и писать - и, в общем-то, считается, что этого хватает. Дети с раннего возраста приспособлены к хозяйству натуральному.
- Власти как-то беспокоят их?
Да, в общем-то, сейчас, я думаю, что власти шибко не беспокоят их. Но старообрядцы участвуют, насколько я знаю, даже в выборах, если им это выгодно. Ну, если их заинтересуют.
- Вы много общались с этими людьми. Что их держит в глуши, почему они придерживаются своего образа жизни?
У людей уже это в крови просто. Это же сохранялось веками, этот уклад, образ жизни и, самое главное - вера.
- Вспомните, пожалуйста, как вы впервые приехали в старообрядческую деревню, как вас там приняли?
Мы занимались сплавом по реке, попали в деревню, а еще раньше вместе с геологами попали в скит, где просто было интересно понаблюдать, как живут там матушки. Сразу ощущается, что вот это что-то такое настоящее, глубокое. В этом есть такая сила, понимаете.
В верховьях реки Малый Енисей старообрядцы живут где-то около сотни лет. Пока они вот сюда добирались, в основном с Урала, с Алтая, прошло время... Староверы сохраняют до сих пор какие-то традиции, обычаи, веру, самое главное. Есть три деревни старообрядческие - это Эржей, Ужеп и Сизим, и выше по реке есть много скитов, куда уходят наиболее крепкие старообрядцы, когда мир их достает.
- Сколько их всего примерно?
В трех деревнях - около, может быть, тысячи человек. В основном они занимаются охотой, рыбалкой, земледелием, скотоводством.
- Как связь налажена с этими деревнями? Есть там больница, школа?
Если взять самую дальнюю деревню, где живут наиболее крепкие старообрядцы, то, поскольку там нет электричества, они вполне могут использовать такие достижения, как солнечные батареи, генераторы электроэнергии, современные моторы, японские, чтобы проходить пороги. В общем, технические какие-то средства есть, за исключением телевизоров. Даже сотовые телефоны могут использоваться для дела.
- А интернет есть там?
Интернет? Да, там одна деревня, которая Сизим, там, во-первых, есть школа средняя, вот там есть и интернет.
- Молодежь уходит из этих деревень?
Очень мало людей уходит оттуда, потому что это крепкие старообрядцы, они не стремятся, чтобы дети закончили школу. То есть, научились читать и писать - и, в общем-то, считается, что этого хватает. Дети с раннего возраста приспособлены к хозяйству натуральному.
- Власти как-то беспокоят их?
Да, в общем-то, сейчас, я думаю, что власти шибко не беспокоят их. Но старообрядцы участвуют, насколько я знаю, даже в выборах, если им это выгодно. Ну, если их заинтересуют.
- Вы много общались с этими людьми. Что их держит в глуши, почему они придерживаются своего образа жизни?
У людей уже это в крови просто. Это же сохранялось веками, этот уклад, образ жизни и, самое главное - вера.
- Вспомните, пожалуйста, как вы впервые приехали в старообрядческую деревню, как вас там приняли?
Мы занимались сплавом по реке, попали в деревню, а еще раньше вместе с геологами попали в скит, где просто было интересно понаблюдать, как живут там матушки. Сразу ощущается, что вот это что-то такое настоящее, глубокое. В этом есть такая сила, понимаете.
Что бы нам построить?
Ваш браузер не поддерживает HTML5