Новые русские террористы

Помните, как в прошлом году с подачи спикера Грызлова респектабельная газете "Ведомости" была обвинена в экстремизме? Суд, между прочим, признал законным предупреждение Роскомнадзора газете "Ведомости", а статью Майи Кучерской, опубликованной в газете – оправдывающей терроризм и экстремизм. Напомню, кто такая Майя Кучерская - писатель, литературовед и литературный критик, доцент, заместитель заведующего кафедрой словесности Высшей школы экономики, лауреат Бунинской премии и студенческого "Букера". Кто такой Борис Грызлов, и что он понимает в словесности, никому, наверное, напоминать не надо.

"СМИ могут и должны писать о причинах терроризма, но вскрытие причин не является оправданием террористической деятельности", - заявили тогда в суде представители газеты. Но никто их не услышал, и даже статью никто читать не стал. Экстремисты – и все дела.

А в канун первомайских праздников президент Медведев внес в Госдуму законопроект, который рассказывает нам, что в дальнейшем родное государство собирается делать с такими мирными доцентами, а также блогерами и особо активными гражданами, любопытными и несдержанными на язык. Их будут отправлять в тюрьмы отдаленных регионов.

Поясню. В Уголовно-исполнительном кодексе написано, что осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. При невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях они направляются в исправительные учреждения, расположенные на территории другого ближайшего субъекта РФ. Однако установлен перечень наиболее опасных преступлений, за совершение которых осужденных отправляют в особые места – типа известных тюрем "Белый лебедь" или "Черный дельфин". Это в основном осужденные пожизненно, в том числе за терроризм.

Медведев предлагает расширить перечень таких преступлений. Цитирую законопроект, за что еще последует "особый подход": участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом (часть вторая статьи 208 УК); организация экстремистского сообщества (статья 2821 УК); организация деятельности экстремистской организации (статья 2822 УК). Медведев назначил заместителя директора ФСБ России Юрия Горбунова своим официальным представителем при рассмотрении палатами законопроекта.

А теперь посмотрим, кто именно за последние годы был обвинен в экстремизме. Это члены разнообразных религиозных организаций, в том числе "Свидетели Иеговы" и последователи китайской духовной практики "Фалуньгун". Известные искусствоведы Ерофеев и Самодуров преследовались также по экстремистским статьям УК. Уголовное дело было возбуждено против создателей сайта Ингушетия.ру, преследовались две дагестанские газеты – "Черновик" и "Время действий". В 2008 году условным обвинительным приговором завершилось дело сыктывкарского блогера Саввы Терентьева, опубликовавшего в блоге комментарий к сообщению о милицейском произволе; а в уголовном деле против Дмитрия Соловьева, опубликовавшего нескольких критических заметок против милиционеров и сотрудников спецслужб, был очевиден подтекст: Соловьев — активист движения "Оборона". Возбуждались дела против Совета старейшин балкарского народа — за критику президента Кабардино-Балкарии Арсена Канокова, в частности, за методы борьбы с терроризмом, и "Голоса Беслана" — за распространение открытого письма, в котором бездействие федеральных властей в расследовании бесланской трагедии называлось косвенным пособничеством террористам . Новосибирская облпрокуратура отличилась предостережением о недопустимости экстремистской деятельности, вынесенном известному реконструктору военной техники Вячеславу Веревочкину – за инсценировку боя между советским танком Т-34 и немецким танком "Прага". На немецком танке было стилизованное изображение белого креста. Прокуратура не только приняла военный крест Вермахта за нацистскую символику, но и вынесла предупреждение, игнорирующее контекст ее использования. Прямо-таки странно, почему до сих пор не вынесено предупреждение Никите Михалкову за фильм "Цитадель", там навалом символики.

Теперь все эти люди – за исключением Михалкова, конечно – рискуют попасть за Полярный круг в особые условия содержания.
И еще одно. Припомните, в каких краях отбывают свои сроки предприниматели – Чита, Эвенкия, север Пермского края и тому подобные курорты. Про то, что предпринимательские статьи приравнены к терроризму, в законах вроде бы ничего и не сказано. А вот поди ж ты.