Эксперты – о военной теме в кино

Кадр из фильма "Цитадель"

В прокат выходит фильм Никиты Михалкова "Цитадель", завершающий трилогию "Утомленных солнцем". Действие третей части, так же как и предыдущей, происходит во время войны. Второй год подряд премьера прошла в преддверии Дня Победы. Современный кинематограф не может похвастаться ни количеством, ни качеством фильмов о Великой Отечественной войне. Почему фильмы снятые много лет назад фактически по государственному заказу и сегодня трогают зрителя?

Тысячи людей в праздничные майские дни с удовольствием смотрят фильмы о войне, которые во всем многообразии предлагают российские телеканалы. В основном, это советская классика. За перестроечные и постперестроечные годы в России было снято не так много фильмов о Великой Отечественной, да и качество большинства из них оставляет желать лучшего. Главный редактор журнала "Искусство кино" социолог Даниил Дондурей видит этому несколько причин:

– Российская ментальность не подпитывается страхами войны, которые выражались в знаменитой советской приговорке – лишь бы не было войны. Мы были готовы к голоду, к страданиям, к смерти, к нищете, несвободе – лишь бы не было войны. Уже почти три поколения людей этого страха лишены. Картины не имеют зрителей, у них, кроме государственной поддержки, нет рыночных ресурсов. И эти ленты не могут конкурировать с великими фильмами послевоенного времени, а тем более – оттепели 60-70-х годов, и остаются в виде бесконечного количества телесериалов, с которыми фильмы, выходящие в прокате как более дорогие, тоже соревноваться неспособны, – считает Даниил Дондурей.

Бюджеты старых фильмов о войне несравнимы с теми, что нынче приняты в кино. Все картины снимались на государственные деньги, по сути были госзаказом. Сегодня некоторые из них кажутся наивными. Но в чем точно нельзя упрекнуть советские фильмы о войне, так это в отсутствии искренности. Впрочем, кинокритик Юрий Богомолов считает, что тема Великой Отечественной войны в тех старых фильмах не более чем фон, на котором просто ярче проявляются характеры:

– Художественное кино, снятое на материале войны, не является кинематографом о войне. Война в этих фильмах, даже возьмем самые лучшие – "Летят журавли", "Баллада о солдате", это всегда о чем-то ином. Это о внутреннем мире человека, о его состоянии, о том времени, в котором оно снималось, а не о том, про которое оно рассказывает. Война, в данном случае, либо оптика, либо фон, выигрышная декорация.

В советских фильмах о войне важной, если не главной частью была идеология. По мнению Юрия Богомолова, именно идеологические штампы и клише утомили зрителей. Это и послужило причиной, по которой фильмы о войне стали снимать значительно реже, чем прежде:

– Война – это отдельный мир, это не состояние не войны, а это мир. Если в него серьезно погружаться, то получается роман Толстого "Война и мир". Еще, естественно, война используется в пропагандистских целях. Этой продукции было в советское время великое множество. От нее, кстати, более всего устало население. Поэтому после того, как рухнул Советский Союз, возник сам собой мораторий на фильмы о войне, а не потому, что денег не хватало, – подчеркнул Юрий Богомолов.

Одна из причин того, что фильмы о Великой Отечественной войне снимают реже, это – постепенный уход тех людей, которые могли рассказывать о том, чему были свидетелями. Другая, по мнению кинокритика Юрия Богомолова, состоит в том, что художественные произведения в большей степени отражают то время, в которое они созданы, нежели то, о котором рассказывают. Для зрителей и для кинематографистов фильмы о войне были своего рода отдушиной, считает Богомолов:

– Тема войны для многих мастеров и кино, и литературы стала, своего рода, освобождением от груза страха перед собственным государством. Когда ушел внутренний паралич ужаса перед репрессиями, сталинщиной, перед гнетом государства, это был лирический ответ на ужасы. Поэтому и получилось хорошо. И "Жди меня" была в этом смысле замечательная картина, которую сам Симонов называл "успокоительными каплями". Это кино работало по-своему.

Кинематограф напрямую связан с состоянием общества, его ценностными ориентирами. Именно этим, а отнюдь не исчерпанностью военной темы, объясняет нехватку сценариев главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей:

– Когда наши продюсеры и режиссеры мне говорят о том, что нет сценаристов, что давайте пригласим голливудских мастеров, и они научат наших писателей и драматургов, мне это кажется наивным. Потому что сценаристы талантливы ровно настолько, насколько адекватны их картины мира. Если жизнь наполнена, если в обществе есть идеалы, если есть естественные герои, то это появляется в головах сценаристов режиссеров и продюсеров и сразу оживает… Так что все претензии – к российской общественной жизни, к идеологическому состоянию, к психологическому воздуху, к творческой атмосфере.