Свалки Башкирии отравили грунтовые воды (Уфа)


Нынешней весной на озерах Башкирии зарегистрировано уже пять случаев внезапной и массовой гибели рыбы. Первый тревожный сигнал пришел еще в начале апреля с озера Ачикуль в Благовещенском районе Башкирии. Местные рыбаки сообщили, что обнаружили большое количество погибшего карася. Государственные надзорные организации сначала попытались объяснить случившееся естественным замором. Однако местные жители и представители общественных экологических организаций утверждают, что на озере долгое время наблюдался стойкий запах неизвестного химического вещества. А один из рыбаков, помогавший отбирать из воды образцы погибшей рыбы для анализа, заявил, что после этого явственно ощутил жжение кожи на руках. Экологические организации уверены, что в озеро попали опасные промышленные отходы, что и привело к отравлению рыбы. Говорит председатель Союза экологов Башкирии Александр Веселов

Александр Веселов: По всем признакам я сто процентов уверен, что это массовая гибель рыбы – карася промыслового произошла в результате сброса вредных веществ в больших количествах, химических веществ. Это привело к экстремально высокому загрязнению водной среды и соответственно к гибели биотрии. Причем рыба эта несколько тонн как минимум, там ее подсчитывать и взвешивать ее можно долго еще, но по фотографиям, по репортажам там четко видно – полтора километра минимум полоса рыбы, где-то метр-полтора шириной.

Артур Асафьев: В Союзе экологов предполагают, что в озеро Ачикуль попали промышленные стоки из предприятия «Уфанефтехим», которое находится всего в двух километрах от водоема. Предварительные анализы проб воды уже показали, что содержание нефтепродуктов в озере превышает допустимые нормы в четыре раза. Под давлением фактов надзорные органы вынуждены были заявить о проведении дополнительных исследований проб воды и образцов погибшей рыбы. Вот что рассказал начальник республиканского отдела Росрыболовства Шамиль Аюпов.

Шамиль Аюпов: На данный момент, вместе с природоохранной прокуратурой проводятся дополнительные проверки, еще раз изучается состав воды, подключим водолазов. Не исключено, что где-то были какие-то захоронения в этом озере. Возьмем донные анализы в этом озере. Старожилы, с которыми я разговаривал, говорят, что в 70-е годы произошло на этом озере то же самое, такой же факт гибели рыбы, то же самое – не определили, из-за чего это произошло. Мы, конечно, не будем ссылаться на старые данные, полностью исследуем донные отложения.

Артур Асафьев: Еще одни случай массовой гибели рыбы в том же апреле произошел на озере Банное в городе Октябрьский. По данным республиканского отдела Росрыболовства погибли карпы, лини и щуки. Надзорные органы вновь объяснили случившееся замором. Однако местные рыбаки с этим категорически не согласны. Говорит председатель общества охотников и рыболовов города Октябрьский Фрат Хабибов.

Фрат Хабибов: Замора там не было. Потому, что там всю зиму рыбаки рыбачили, бурили лунки, потом вскрывали моржи - купались зимой. Замора просто не могло быть. Зима была не такая уж холодная. В прошлом году зима была гораздо холоднее, и толщина льда была выше, чем в этом году.

Артур Асафьев: В начале мая экологически организациям стало известно, что случаи массовой гибели рыбы произошли в Кармаскалинском и Мелеузовском районах республики. А накануне республиканская пресса сообщила, что в уфимском озере Кашкадан неожиданно погибли щуки и окуни. Как будто была запущена какая-то цепная реакция. Башкирских экологов всерьез тревожит тенденция государственных органов с ходу объяснять все такие случаи замором. Действительно, по данным многолетних наблюдений, таким явлениям подвержены 90 процентов озер рыбохозяйственного значения в республике. Но и рыболовецкие хозяйства, и надзорные организации, и местные жители, разумеется, знают об этом, и каждый год предпринимают меры для искусственного насыщения озер кислородом – бурят лунки, проделывают полыньи, в отдельных случаях подводят к водоемам аэраторы. Например, на том же уфимском озере Кашкадан такие меры предпринимались всю нынешнюю зиму.
У башкирских экологов есть другое объяснение причин подобных биокатастроф. Вот мнение председателя Союза экологов республики Александра Веселова:

Александр Веселов: По всей республике у нас идет проблема тотального загрязнения пресных подземных вод, питьевого качества в том числе. Приповерхностные воды загрязняются почему? Потому что вылазят на свет Божий последствия тысяч несанкционированных и санкционированных загрязнений. У нас около двухсот свалок только ведомственных на территории предприятий и за территорией предприятий находится, которые никогда не имели гидроизоляции от пресных вод, от грунтовых вод. Вот это дело продолжаться будет, потому что слишком много антропогенных источников воздействия на эти грунтовые воды. И в связи сейчас с изменением гидрологического режима местности и гидрогеохимического состава пресных подземных вод в маловодные – сейчас вот эти сюрпризы будут вылазить повсеместно.

Артур Асафьев: Пока что экологи, рыбаки, а также сотрудники Башкирской природоохранной прокуратуры ждут, чем завершатся исследования, которые ведут специалисты республиканского министерства экологии и природопользования. Вообще-то в подчинении этого министерства находятся три мощные, аттестованные и хорошо оснащенные лаборатории – они располагаются в Управлении государственного аналитического контроля, диоксиновом центре и Научно-исследовательском институте безопасности жизнедеятельности. Но со времени первых случаев гибели рыбы прошел уже месяц, а результатов анализов всё еще нет.