Греции не нравится экономия

Протесты на улицах греческих городов не утихают

В Греции на минувшей неделе состоялась очередная всеобщая забастовка в знак протеста против вводимых правительством мер строгой экономии, призванных вывести страну из тяжелейшего долгового кризиса. Во время акций протеста произошли столкновения. Между тем, кризис в Греции, как и аналогичные кризисы в некоторых других европейских странах, продолжают оказывать негативное влияние на всю еврозону.

В забастовке, объявленной греческими профсоюзами 11 мая, участвовали работники больниц, школ, городского транспорта, аэропортов и морских портов. Забастовка была приурочена к визиту комиссии Европейского Союза и Международного валютного фонда, задача которой – оценить финансовое положение страны, оказавшейся в глубоком долговом кризисе, и решить вопрос о возможности предоставления дальнейших кредитов.

В прошлом году Греция получила значительную помощь от ЕС, но, несмотря на это, ситуация остается тяжелой. В последние дни в некоторых СМИ вновь появились сообщения о том, что Греция может быть вынуждена объявить дефолт, и что для избежания дефолта Греции может потребоваться дополнительная помощь.

Чтобы выправить ситуацию, правительство Греции в течение последнего года проводит политику жесткой экономии, сокращая, среди прочего, социальные расходы. Это вызывает резкие протесты населения. Уровень безработицы в Греции достиг 15-процентной отметки, но, по оценкам аналитиков, даже самое жесткое урезание госрасходов и социальных пособий пока не помогает ей справиться с кризисом. Вот что говорили некоторые из участников массовых протестов в Афинах:

– На самом деле этими мерами они разрушают нашу жизнь. Людям нужно выходить на улицы миллионами. Сколько еще могут люди вынести? А впереди еще более жесткие меры.

– С этими мерами правительства ничего не меняется. Единственное изменение – люди становятся беднее, и эти меры направлены против них. Все, что было достигнуто в прошлом для защиты прав рабочих, все это забирают шаг за шагом.

Демонстрации в Афинах 11 мая переросли в столкновения с полицией. Сообщается, что пострадали около 20 человек, в том числе двое полицейских. Власти Греции, однако, не намерены отступать от своей линии. Премьер-министр Греции Георгиос Папандреу заявил:

– Мы слышали столько мрачных прогнозов о будущем Греции, что это закономерно вызывает гнев греческого народа. Мы отвечаем, что будем решительны и непоколебимы. Греция находится на перепутье. Большая часть людей хочет, чтобы мы следовали по пути необходимых перемен. Мы принимаем все решения (о которых я информирую президента страны) не только, чтобы гарантировать выход из кризиса, но и ради создания в будущем стабильной и конкурентоспособной экономики, для построения новой Греции, опирающейся на собственные силы и уверенной в себе, – сказал Георгиос Папандреу.

О том, насколько тяжело долговое бремя Греции и какое влияние греческий кризис оказывает на положение всей еврозоны, говорит экономический обозреватель Радио Свобода Сергей Сенинский.
Любые проблемы с платежеспособностью Греции неминуемо отразятся на финансовом положении ведущих банков Франции и Германии, двух крупнейших экономик еврозоны


– Насколько Греция обременена, действительно ли власти вынуждены идти на непопулярные меры?

– В общем, выхода у правительства Греции практически не остается. Судите сами. Объем накопленного государственного долга Греции – это примерно 150% ВВП. Это самый высокий показатель в Европе, больше, чем в какой-либо другой стране Европы. При этом дефицит бюджета составляет примерно 10%. Но и этого мало. Если в прошлом году общий объем экономики Греции сократился на 4,5%, то в этом году прогнозируется чуть меньше, но все равно спад – 3%. А это значит, что возможности у правительства повысить налоги, чтобы увеличить поступления в казну, – минимальны. Потому что иначе падение экономики может составить не 3% а гораздо больше. И выходит, что у Греции фактически остается лишь два выхода. Либо идти на долговые рынки, одалживать деньги там, что она и делает. Но проценты, под которые инвесторы готовы представить ей новые займы, купить греческие облигации, уже фактически запредельные. На некоторые их виды, запрашиваемые рынком ставки, доходят до 20-25%. Любому нормальному человеку предложи кредит на 5 лет под 25% годовых, он вряд ли согласится, кроме крайних случаев. Вот в таком крайнем случае и оказывается Греция сейчас. И вторая возможность – это получить помощь извне, естественно, на определенных условиях. Но фактически другого выхода у Греции, в общем, не остается.

– Год назад ходили разговоры даже о том, что кризис в Греции может привести к распаду еврозоны, откуда могут выйти Греция или другие страны, которые также обременены долгами.


– Сегодня о распаде еврозоны все-таки говорят уже гораздо меньше, чем это было год назад. Если отложить в сторону политическую составляющую этого вопроса, а взять только чисто экономическую, то ответ будет очень короткий – вряд ли. Во-первых, это невыгодно самим этим странам. Представьте себе должника, который наделал долгов в определенной валюте, в данном случае в евро, а потом вдруг выходит из зоны евро и переходит на какую-то новую. Понятно, что обменный курс этой новой валюты по отношению к евро будет явно заниженный. А долги-то нужно отдавать в евро! Поэтому и положение такого должника становится еще сложнее.

Во-вторых, необходимо помнить, что, например, почти треть всего долга Греции принадлежит банкам одной страны – Франции. Еще почти четверть долга той же Греции принадлежит банкам другой европейской страны – Германии. Поэтому любые проблемы с платежеспособностью Греции неминуемо отразятся на финансовом положении ведущих банков Франции и Германии, двух крупнейших экономик еврозоны. Более того, банки Франции и Германии являются едва ли не крупнейшими держателями долга двух других проблемных стран – Ирландии и Португалии. В данном случае, говорить о том, что эти страны могут выйти из еврозоны и перейти на свою валюту, скорее всего, нет по двум причинам. С одной стороны, потому что это невыгодно самим странам, ведь они окажутся в очень тяжелой ситуации. И помочь им уже никто готов не будет. А с другой стороны, подобное развитие событий может повредить банкам крупнейших кредиторов еврозоны.