Какого цвета ваш хадак?

Вечером 9 мая, когда в небе над Петербургом гремел праздничный салют, во дворе дацана собрались прихожане с хадаками – для встречи главы буддистов России Пандито Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева. Это давняя традиция – подносить хадак (ритуальный длинный шарф, один из буддийских символов) большому ламе, учителю, уважаемому человеку. С хадаками у дацана Хамбо Ламу встречали как прихожане храма, так и те, кто специально приехал в этот вечер встретиться с предстоятелем буддистской церкви. Для главы буддистов неожиданной оказалась встреча с представителями северо-западного казачества, выстроившимися в полной экипировке вдоль дорожки, ведущей в храм. Собственно, дружба сибирского казачества, а тем более казаков Бурятии с буддистскими ламами, имеет исторические корни, но то, что петербургский дацан недавно подписал соглашение о сотрудничестве с казаками, стало для Хамбо Ламы новостью.

В эти дни мне не раз приходилось слышать от прихожан и гостей дацана вопрос, как правильно нужно преподносить хадак, а также какого цвета хадак выбрать. Поэтому сегодняшний рассказ – об этом атрибуте. Хадак – символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего, дружеского и радушного отношения, сострадания. Хадак – универсальный дар. Он может быть преподнесен по любому праздничному поводу, такому как свадьба, похороны, рождение ребенка, окончание университета, прибытие или отъезд гостей и так далее. Хадак может символизировать награду, поздравление с праздником, его также подносят ламам и святым во время молебнов. Если вы хотите заручиться чьей-то поддержкой, тоже можно поднести этому человеку хадак. Но в таких случаях всегда поступайте разумно, ведь порой человек, которому вы подносите хадак, может и не принять его, если он не согласен с вашим мнением или вашими действиями.

Так как хадак - достаточно широкий шарф, его нужно сложить вдвое, причем держать открытой стороной от себя (представьте, что вы открываете рот, хадак должен «открываться» так же). Обычными считаются два способа подношения хадака: когда его держат между большими и остальными пальцами рук, или когда его кладут на руки, повернутыми ладонями вверх. Если человек, которому вы поднесли хадак, принимает его, он может либо забрать ваш хадак себе, либо, как часто делают большие ламы, надеть вам его на шею (иногда предварительно повязав ритуальный узел).

В Тибете хадак изготавливают из неокрашенной ткани. В России распространены хадаки белого, синего, желтого, зеленого и красного цветов. Особенно популярен синий цвет, символизирующий небо (или долголетие). Говорят, Далай-лама сразу определяет выходцев из Бурятии, прибывших на его учения, по синему цвету хадаков.

Белый хадак – символ чистоты, чистых помыслов. Белый цвет у бурятов обладает особой сакральностью. Это цвет святости, благополучия.

Синий хадак – символ гармонии, согласия и спокойствия, воплощение доброты, верности, бесконечности, расположения. В монгольском мире голубой, синий цвета олицетворяют вечное синее небо, культ которого существует издавна. Этот цвет также символ мужского начала.

Зеленый хадак – символ цветущей земли, благой активности, плодородия, пробуждения и устранения любых препятствий. Зеленым цветом буряты обозначали мать-землю.

Красный хадак – символ сохранности и безопасности, он также притягивает благие качества. Красный – цвет власти и величия. Этому цвету приписываются и целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству.

Желтый хадак – символ плодородия, умножения и достатка, постоянства и неизменности, тепла, жизни. Желтый – цвет веры, процветания Учения Будды.