Пресс-конференция Медведева: ответы без ответов

Медведев, по его словам, сам выбрал формат общения с журналистами

Первая большая пресс-конференция Дмитрия Медведева не оправдала ожиданий журналистов и экспертов. Из уст президента не прозвучало ни важных заявлений, ни внятных ответов на вопросы о его участии в выборах 2012 года и политической конкуренции с Владимиром Путиным.

Отвечая на вопросы, Медведеву пришлось говорить о знаковых темах: делах Магнитского и ЮКОСа, внешнеполитических шагах России в связи с ситуацией в Сирии и Ливии, международных дискуссиях по поводу размещения систем ПРО в Европе. Но даже ответы на эти вопросы были либо слишком лаконичными, либо пространно-уклончивыми. Такое впечатление сложилось от сегодняшней пресс-конференции Дмитрия Медведева у экспертов, с которыми пообщался корреспондент Радио Свобода.

Руководитель социологического отдела фонда ИНДЕМ Владимир Римский считает, что Дмитрий Медведев, по сути, уклонился от ответов на заданные ему вопросы.

- Если честно, я ничего нового не узнал. Ответы были общие, неконкретные. Мне кажется, в некоторых случаях даже не было ответов. Например, задают вопрос: какие новации в области права будут в
В ответе Дмитрия Медведева на вопрос об участии или неучастии в президентских выборах 2012 года ключевыми словами были "технологии", "жанр" и "сценарий"

ближайшее время в связи с развитием новых технологий? Он говорит о том, что уже сделано, что у нас внедряются всякие технологии электронного доступа к услугам органов власти. И все. А что нового в области права? Вопрос-то именно в этом был. Я думаю, что ничего особенно и не планируется. Поэтому и такой ответ. Кстати, я бы не так однозначно позитивно оценивал вот эти госуслуги. Президент говорит, что это реальное начало решения серьезной проблемы. Но он сам привел пример, как в Сингапуре зарегистрировали его фирму - за 5-7 минут. Получается, что дело не в электронных средствах, это сама бюрократическая система должна по-другому работать. А об этом речи нет, - отмечает Владимир Римский.

В ответе Дмитрия Медведева на вопрос об участии или неучастии в президентских выборах 2012 года ключевыми словами были "технологии", "жанр" и "сценарий". Вот что сказал президент:

"Ну, наконец-то вы задали этот вопрос. (смех в зале) Я надеялся, что он первый будет. Понимаете, политическая жизнь - это не только шоу и даже совсем не шоу. Это довольно сложная работа, которая, на мой взгляд, подчиняется определенным технологиям. Мы занимаемся практической политикой не ради того, чтобы согреться. Поэтому такого рода решения должны делаться именно в тот момент, когда это будет иметь окончательный политический эффект. Именно поэтому я считаю, что для того, чтобы объявить о таких решениях, нужно выбирать несколько иные форматы, чем пресс-конференция. Такие решения должны приниматься и объявляться несколько иначе. Еще раз подчеркиваю: все это должно подчиняться определенному сценарию. Но это не значит, что это может продолжаться бесконечно".

По мировым меркам подобная логика удивительна, но в современных российских реалиях - вполне объяснима, считает социолог Владимир Римский:

- В нашей системе управления заранее объявлять такое решение опасно. Если объявить, то конкретная группа чиновников сориентируется. Одни перестанут работать, другие будут работать только на одного кандидата. А если бы была нормальная конкурентная политическая система, наоборот, очень полезно. Потому что в такой системе побеждает на выборах тот, кто предлагает лучшую стратегию развития страны, обеспечивает лучшее качество государственных услуг, решение социальных, экономических и других проблем. Например, Обама уже заявил, что он будет баллотироваться на следующий срок. Значит, теперь начинают оценивать то, что он сейчас делает. И политики, и простые избиратели начинают думать, действительно ли стоит поддерживать этого человека, почему его стоит поддерживать, и он сам начинает это постоянно объяснять. В американской системе это позитивно.

У нас, если бы я, допустим, в роли политтехнолога рекомендовал - объявлять или не объявлять о решении идти на выборы - я бы категорически сказал: нет, не объявлять, это снизит шансы того, кто первый объявит. Так что в этом плане позиция нашего президента совершенно рациональна. Но она фиксирует отсталость нашего государственного управления. Госуправление работает не на страну, а на первых лиц, на тех, кто принимает решения, - отмечает Владимир Римский.

Столь же обтекаемым был ответ Дмитрия Медведева на вопрос о том, какие у него сегодня отношения с Владимиром Путиным:

"Наши отношения с моим коллегой и моим политическим партнером Владимиром Путиным - это не просто то, что принято называть тандемом. Более 20 лет мы друг друга очень неплохо знаем и хорошо чувствуем. Мы действительно с ним единомышленники. Но это не значит, что мы совпадаем с ним во всем. Но в стратегии мы близки, иначе бы просто мы не смогли работать. Я считаю, что есть конкуренция, которая помогает, а есть конкуренция, которая ведет в тупик. Я надеюсь, что мы при принятии соответствующих решений, кому куда избираться, будем руководствоваться именно таким ответственным подходом".

Президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов считает, что более интересным, чем конкретные ответы на конкретные вопросы, оказалось ожидание президентской пресс-конференции.

- Я думаю, что самым сильным ходом пресс-конференции Дмитрия Медведева стало ее назначение на 18 мая. Когда перед праздниками об этом было объявлено, появилось ощущение некой интриги, "записанного" президентом хода. После этого произошло множество событий (я думаю, что "запись хода" ускорила эти события) - и создание "Народного фронта", и приход Прохорова в "Правое дело", и даже ситуация вокруг ВР и "Роснефти". С другой стороны, сама пресс-конференция все-таки, наверное, сенсации не принесла. Да, была попытка предъявить такого более современного, открытого президента, и, наверное, у тех, кто ему симпатизирует, появилась возможность убедиться в том, насколько он правильный и современный политик, но каких-то мощных
Не думаю, что, говоря о технологиях и сценариях, Медведев бросал некий крик о помощи - "помогите мне вписаться в сценарий, который пишу не я на президентских выборах"...
общественных, ярких инициатив, резонансных идей все-таки не прозвучало. Были компромиссы, например, как в ситуации с техосмотром, были уклончивые ответы, было стремление показать, что Медведев хочет баллотироваться в президенты в 2012 году, был сигнал "Единой России" с напоминанием о том, что они выдвигали Медведева на прошлых выборах, и было бы странно не выдвигать на этих выборах. Но, наверное, все-таки предвкушение оказалось более интересным, более интригующим, нежели сам контент пресс-конференции.

Я не думаю, что, говоря о технологиях, о сценариях, Медведев бросал некий крик о помощи "помогите мне вписаться в сценарий, который пишу не я на президентских выборах". Наоборот, скорее жанр пресс-конференции был призван показать, что нет режиссеров, нет посредников в лице администрации и Медведев сам напрямую общается с гражданами. Медведев довольно давно изобретает новые слова, которые позволяют ему избежать ответа на вопрос о 2012 годе. Ну, слов в русском языке довольно много, наверное, будут появляться новые. Но столь же очевидно, что лично Медведев как будто заинтересован в ускорении принятия решения вопроса по 2012 году, потому что чем больше оно будет откладываться, тем больше будут нарастать ожидания того, что над нами нависает "призрак" Путина-президента, - прогнозирует Михаил Виноградов.

Самым коротким оказался ответ президента на вопрос, опасен ли для общества выход на свободу Михаила Ходорковского? "Абсолютно ничем не опасен," - ответил Дмитрий Медведев.