Данилов и Данилкин

Быть юристом в нашей прекрасной стране не очень просто и полезно. Залогом успеха на этом поприще стало избирательное правоприменение, гибкий позвоночник, умение договариваться и беспрекословно выполнять любой приказ любого начальства. Впрочем, эти сомнительные качества давно стали ключевыми при продвижении по лестнице, ведущей вниз – то есть при господствующей отрицательной селекции кадров. При этом в профессии, естественно, остаются порядочные и умнейшие люди, труды которых читаешь с подлинным интересом и уважением, а на публичные выступления ходишь, как на праздник. При встречах с Тамарой Морщаковой, судьей Конституционного суда в отставке, или с Владимиром Радченко, судьей Верховного суда в отставке, искренне хочется снять скальп. Удивительные люди. Не так давно появился у меня новый кумир: плавая в интернете от ссылки к ссылке, обнаружила статьи человека, поразившего глубиной юридического анализа, свежим взглядом на предмет, четкой логикой изложения – что, думаю, за сверхновая звезда? И имясочетание какое-то очень знакомое, однако, из какой-то другой жизни.

Валентин Данилов. Физик Валентин Данилов, ученый с мировым именем, специалист по космической плазме, приговорен в 2004 году к 14 годам лишения свободы с отбыванием срока в колонии строго режима за шпионаж в пользу Китая. При этом никто не отрицал, что гриф секретности с технологии, над которой работал Данилов, был снял еще в 1992 году, а официальный контракт был заключен Красноярским техническим университетом и "Всекитайской экспортно-импортной компанией точного машиностроения". Знаменитые российские учёные, в том числе Нобелевские лауреаты, пытались разъяснить, что физик Данилов занимался несекретной физикой, а не шпионажем и мошенничеством, и их доводы убедили суд присяжных, оправдавшего Данилова. Но это решение было отменено, и на втором судебном процессе судьба Данилова была решена, причем присяжным был задан вопрос: передавал ли учёный Данилов какие-либо сведения китайской стороне или нет? Вопроса о секретности или не секретности сведений не было – равно как и вопроса, виновен ли подсудимый. Валентин Данилов по-прежнему отбывает наказание в колонии, сейчас ему 65 лет. Но ученый остался учёным, прибавив тюремные университеты. Я ничего не понимаю в космической плазме, однако как человек, почитывающий на сон грядущий приговоры, могу сказать, что перед нами – блистательный юрист.

Цитировать юриста Данилова сложно, юриспруденция – штука заковыристая, но у него есть свой блог на "Свободе", с восторгом и придыханием рекомендую, в особенности специалистам. Заметки о сроках давности и о реформировании системы условно-досрочного освобождения – вообще лучшее, что писалось в последнее время об этих проблемах.

Не знаю, почему – может быть, из-за схожести фамилий – читая Данилова, часто думаю о судье Данилкине. Не самый худший судья, между прочим – если не брать в расчет морально-этическую сторону и общеобразовательную непроходимую дремучесть. А по трем критериям – профессионализм, этика и общая эрудиция – он даст фору 90 процентам российских судей. То есть подавляющее большинство – еще хуже.
И эти люди смеют судить и приговаривать учёных, искусствоведов, писателей, предпринимателей, оппозиционных политиков, врачей, журналистов, блогеров, адвокатов… Очень хочется побывать у этих судей в голове – интересно, что там?

Есть у меня одно смелое околонаучное предположение. У них в голове – вид космической плазмы, которая бывает в межгалактическом пространстве, очень уж похоже на описание из физической энциклопедии: в таких плазмах отсутствует термодинамическое равновесие, а по отношению к быстропротекающим процессам (например, к ударным волнам), такие плазмы являются бесстолкновительными. Ну да – без равновесия в голове, избегающие столкновений, не реагирующие на удары, как-то так.