Полиция и милиция - близнецы-братья! (Казань)



Вот уже почти три месяца как российскую милицию стали называть полицией. Однако население пока особых изменений не обнаруживает – та же форма, то же поведение сотрудников и только на спецавтомобилях появились новые надписи. Казанский правозащитный цент помогает людям, пострадавшим от милицейского произвола, по словам его руководителя Игоря Шолохова, таких дел за это время меньше не стало.

Игорь Шолохов: «Не скажем что активнее или неактивнее, но сообщения, что там-то что-то произошло, здесь что-то незаконное сделали продолжают поступать».

Олег Павлов: По словам начальника следственного управления следственного комитета России по Татарстану Павла Николаева, такого рода дела продолжают к ним поступать.

Павел Николаев: «Более 600 поступило в первом квартале 2011г. О том, что сотрудники милиции таким или иным образом злоупотребляли либо превышали свои полномочия. Нами возбуждено 11 уголовных дел.»
Тем не менее, в последнее время добиться возбуждения уголовного дела в отношении полицейского стало не просто. В качестве примера специалист правозащитного центра Булат Мухамеджанов приводит дело казанского певца Алексея Киселева, которого сотрудники милиции избили еще в 2009 году.

Булат Мухамеджанов: «Громкое дело об избиении казанского певца Алексея Киселева еще в декабре 2009г получило свой ход только в марте года этого. Паредпосылкой стало его интервью федеральному каналу. Только после этого следственный комитет возбудил дело и тут пошел совместный релиз с МВД по Татарстану»

Олег Павлов: Держит сейчас это дело на своем контроле и Следственное управление по Татарстану. Дело в том, что между этим ведомством и Казанским правозащитным центром заключен уникальный договор о сотрудничестве. Булат Мухамеджанов говорит, что удивляться такому взаимодействию не стоит, поскольку, если следовать заявленным задачам, то они совпадают.

Булат Мухамеджанов: «Мы, так или иначе, стоим на страже интересов граждан, защищаем их права. В данном случае Следственный комитет проводит разбирательства по уголовным делам, возбуждает, проводит предварительное следствие, соответственно предъявляет обвинения. А мы на этой стадии вполне можем представлять интересы потерпевшей стороны, что мы и делаем. В частности по милицейским делам»

Олег Павлов: Руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов, подчеркивает, что сотрудничество со следственным комитетом особенно плодотворно в расследовании дел связанных с полицейским произволом.

Игорь Шолохов: «В прошлом году мы заключили договор о совместной деятельности, в рамках ко торого предполагалось, что управление следственного комитета по РТ будет сообщать, что мы можем оказать бесплатнуююридическую помощь по делам о незаконных действиях милиции о превышении, как раз этими сотрудниками милиции, должностных полномочий»

Олег Павлов: В Татарстане МВД республики провело акцию «Народная аттестация». Согласно ее официальным итогам, доверие граждан к полиции выросло, а негативных откликов почти не было. У правозащитников такие итоги вызвали недоумение. Они и сами отправили несколько запросов по этой акции и, по их словам, получили формальные отписки, а указанные правонарушения конкретных полицейских остались без последствий. Из чего, как говорит специалист Казанского правозащитного центра Булат Мухамеджанов, они сделали вывод, что акция «Народная аттестация» носила исключительно пропагандистский характер.

Булат Мухамеджанов: «Количество возбужденных дел по итогам «Народной аттестации», и об этом говорил министр внутренних дел по Татарстану Асгат Сафаров, - 2!»

Олег Павлов: Как считают правозащитники, происходит это еще и потому, что в общественный совет при МВД включены люди уважаемые – певцы, артисты, писатели, но занятые и не всегда компетентные в юридических вопросах. Поэтому у Игоря Шолохова есть предложение к татарскому министерству внутренних дел.

Игорь Шолохов: «Попросить его включить представителя нашего Казанского правозащитного центра в эту аттестационную кромиссию и тем самым попробовать обеспечить вот этот пресловутый общественный контроль за перерождением органов внутренних дел, переводом их на новые рельсы»

Олег Павлов: Если власти заинтересованы в реальном реформировании правоохранительной структуры страны, то опыт и предложения правозащитников могут оказаться для них действительно полезными. И тогда Следственное управление с чистой совестью сможет заявить – жалоб на полицию стало меньше.