Пьеса о Путине запрещена! (Ростов-на-Дону)


На прошлой неделе театральная пьеса «Пребиотики» приобрела, можно сказать, мировую славу. Ведь о ней узнали не только жители Дона, но и все пользователи Интернета, кому интересна современная драматургия. Сатирический спектакль Владимира Голышева «Пребиотики», главным героем которого стал российский премьер Владимир Путин, был исключен из числа участников фестиваля современной драматургии «Ростовские чтения» буквально за несколько дней до его начала. Действия пьесы развиваются в период громкой отставки бессменного, как раньше казалось, мэра Москвы Юрия Лужкова. Дмитрий Медведев также является её героем. «Пребиотики» должен был зачитать в местном молодежном театре (бывший театр юного зрителя) сам Голышев — экс-сотрудник «Фонда эффективной политики» Глеба Павловского, бывший главред сайта «НаЗлобу.ру», ныне блогер и публицист. Говорит и.о. директора театра Александра Близнюка, «Даже при нынешней демократии должны быть какие-то рамки приличия».
Продолжает корреспондент «Независимой газеты» Мария Бондаренко:

Мария Бондаренко: «Мне кажется, эта пьеса – это то, о чем мы сегодня говорим на кухнях, в кулуарах, о чем шепчется, в том числе, и наша донская интеллигенция. Из разговора с директором ТЮЗа я поняла, что он начал осторожничать, как он мне казал, что прочитал первую страницу и понял, что даже при нынешней демократии не возможно ставить эту пьесу, пьесу Владимира Голышева. На мой взгляд, постановка этой пьесы придала бы вес нашему Молодежному театру. Но… палка - о двух концах. Неизвестно, уцелел бы после этого сам директор и коллектив, им возглавляемый – труппа театра. Но это – уже второй вопрос. Но, думаю, пройдет какое-то время, и ростовчане, я имею ввиду в первую очередь интеллигенцию, будут вспоминать об этом с сожалением, потому что пахнуло чем-то тем, прошлым… Я хочу сказать, что страх потерять работу, по большому счету, сегодня знаком каждому из нас. Посмотрите, какой сейчас стала журналистика, особенно в регионах. По большому счету, мы все сейчас вольно или невольно осторожничаем».

Олег Бакунин: События вокруг пьесы «Пребиотики» развивались в Ростове динамично, если не сказать – стремительно. Спустя пару дней после её запрета руководство Молодежного театра (как говорят, по настойчивой рекомендации областного министерства культуры) исключило из программы фестиваля ещё две пьесы местных авторов: «Тудам-Сюдам» и «В моей сексуальности виновата кошка». Спустя несколько часов после этого организаторы «Ростовских чтений» отказались от сотрудничества с театром и объявили о поиске альтернативной площадки, свободной от цензуры, для проведения фестиваля. Ростовская театральная общественность недоумевала: что происходит? Говорит ростовчанин Владимир Артемов:

Владимир Артемов: «Честно говоря, я еще не читал эту пьесу. Об этой ситуации мне рассказали друзья, которые являются большими театралами, чем я, хотя я тоже иногда хожу в театр, и в Молодежный, в том числе – он мне нравится. И вот с ними же я собирался пойти на фестиваль современной драматургии. друзья мне и рассказали, что будет неплохая пьеса о Путине, рассказали, что это будет в маленьком зальчике, авторы будут читать свои произведения. Мне это показалось интересным. А теперь вот узнал, что сняли одну пьесу, вторую, третью – это даже странно. Видимо, люди не читали до этого, когда утверждали план, а потом – испугались. Не знаю чего: может быть, потерять свое место. По видимому, было какое-то давление сверху, потому что время сейчас у нас такое: люди вроде и свободны, а все равно чего-то побаиваются – то ли это осталось от старых времен, то ли к новым людям это чувство пришло уже в наше время.
Ну, в общем, это факт, не очень красящий наш театр, наш город, нашу область. и это – неприятно». Говорит театральный критик Наталии Романенко:

Наталии Романенко: «Пьесу я читала, и могу сказать, что я не в восторге от нее. Хотя не вижу ни одной веской причины для ее запрета. Что еще могу сказать о «Пребиотиках»? Думаю, что в нынешних условиях такой выход на сцену действительно может выглядеть глумливо. Ведь в данном произведении изображен слабеющий Путин, а сегодня очевидный тренд – это усиление премьер-министра. Мне кажется, что автор пьесы или опоздал, или наоборот, несколько поспешил. В общем, не вовремя. Но к искусству это – и само произведение, и гонения на него – имеет, конечно же, весьма мизерное отношение.
Вполне возможно, что на такое творчество мог быть и политический заказ. Похоже, власть не настолько монолитна, как нам ее представляют с телеэкранов».

Олег Бакунин: На удивление, в городе удалось найти независимые от чиновников помещения, владельцы которых согласились предоставить их для «Ростовских чтений». Но свой, и надо отметить, достаточно сильный, сделало и руководство молодежного театра. Александр Близнюк позвонил одному из организаторов фестиваля Ольге Калашниковой, выразил сожаление по поводу сложившейся ситуации, извинился, выразил готовность вернуть в число участников две пьесы и предложил «Ростовским чтениям» вернуться в стены Молодежного театра. Немного подумав, организаторы фестиваля современной драматургии согласились с этим предложением, несмотря на то, что ростовчане все-таки не услышат пьесу «Пребиотики» не только в авторском, но и ни в чьем другом исполнении.