Владимир Кара-Мурза - о наследии Андрея Сахарова

Андрей Дмитриевич Сахаров

В дни празднования 90-летия со дня рождения академика Андрея Сахарова в Москве пройдет двухдневная международная конференция "Андрей Сахаров: Тревога и надежда-2011". Мероприятие проводится при поддержке комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммарберга, уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, главы Совета по развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ Михаила Федотова. Она станет третьей по счету конференцией, приуроченной ко дню рождения ученого, передает агентство РИА Новости.

Владимир Кара-Мурза: 21 мая исполняется 90 лет со дня рождения Андрея Сахарова – великого физика и выдающегося гуманиста, лауреата Нобелевской премии мира. Человека, который предпочел вынести гонения и ссылку, но не отказаться от своих убеждений. В 1970 году Сахаров стал одним из основателей Комитета прав человека. Он выступал в защиту узников совести и протестовал против попрания основополагающих свобод. В октябре 1975-го Сахарову была присуждена Нобелевская премия Мира. В его Нобелевской лекции, прочитанной в Осло его супругой Еленой Боннэр 10 декабря того же года, Сахаров утверждал: "Мир, прогресс, права человека - эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими". В декабре 1979 года Сахаров публично выступил против ввода советских войск в Афганистан. Был лишен всех правительственных наград СССР и 22 января 1980 года был выслан в Горький, где пробыл в изоляции от внешнего мира 7 лет, дважды объявлял голодовку в знак протеста против действий властей по отношению к его родным. В декабре 1986 года Сахаров был возвращен в Москву по распоряжению .Горбачева. В 1988-м был избран почетным председателем общества "Мемориал", а в марте 1989 г. народным депутатом СССР. О том, востребовано ли современным российским обществом наследие Андрея Сахарова, сегодня в канун юбилея великого гуманиста мы беседуем с Александром Гольдфарбом, руководителем международного Фонда гражданских свобод, автором недавно вышедшей книги воспоминаний "Полный круг", где одна из глав посвящена Андрею Сахарову, Григорием Шведовым, членом правления правозащитного общества "Мемориал", одним из учредителей Сахаровского движения и Зариной Асфари, активисткой Сахаровского движения. Сегодня на портале "Сноб" мы прочли ваше эссе "Между Сахаровым и Солженицыным" о 6 мае 75-го года, когда вы с женой пришли к нему попрощаться перед отъездом из СССР. Почему в канун юбилея вам вспомнилась именно эта встреча?

Александр Гольдфарб: Во-первых, это была моя первая встреча перед отъездом. Я позже встречался с Сахаровым еще несколько раз, но это было во времена перестройки, когда он вернулся из Горького. Поэтому это была очень драматическая встреча. Я думал, что я его больше никогда не увижу, и в этом смысле она мне запомнилась. И к тому же тогда была интересная историческая ситуация. Потому что именно в этот момент в движении, тогда оно называлось демократическим движением, наметился очень серьезный раскол между Сахаровым и Солженицыным. Мы как раз на этой встрече обсуждали только что вышедшую книжку Солженицына "Бодался теленок с дубом", где он нападал на Сахарова.

Владимир Кара-Мурза: В нашей студии сегодня современные продолжатели дела Андрея Сахарова. Каковы цели Сахаровского движения, одним из учредителей которого вы стали?

Григорий Шведов: Это громко сказано. Спасибо за комплимент насчет продолжателя сахаровского дела. Идея Сахаровского движения основная состоит в том, что актуализировать наследие Сахарова можно не только теми способами, которые традиционно используют правозащитные и общественные организации. Идея Сахаровского движения состоит в том, что можно и нужно привлекать людей, которые не состоят сейчас в правозащитных организациях, не являются членами оппозиционных
Действительно, Путин, чем он хорош? Не знаю. Но точно могу сказать, что можно производить не только протестные мероприятия, но и созидательные

движений, не только к разговору о Сахарове, но и к конкретным действиям. Что же это могут быть за действия? Когда мы говорим в правозащитном дискурсе о действиях, мы говорим, как правило, о каких-то протестных настроениях, собраниях, митингах, акциях, конференциях, направленных на то, чтобы осудить режим за то, что он плох. Действительно, Путин, чем он хорош? Не знаю. Но точно могу сказать, что можно производить не только протестные мероприятия, но и созидательные. Поэтому идея сахаровского движения была в том и состоит в том, чтобы производить просветительскую деятельность и делать это иначе, чем то, как это делалось на протяжение последних 20 лет. Если говорить конкретно, работать, например, в социальных сетях, обращаться на доступном современному человеку языке, вести разговор на доступном человеку языке.
Или другая идея, которая только что начала реализовываться – идея собрать средства у россиян, у обычных людей, не у олигархов, не у крупных бизнесменов, не у западных или российских фондов или у власти, а у обычных людей на то, чтобы открыть в мемориальной квартире Сахарова музей. Существует такая квартира в доме на Земляном валу, где Сахаров работал, где он умер. Но в этой квартире, которая принадлежит Сахаровскому центру, на сегодняшний день просто нет ничего, стоит старая мебель. В ней можно произвести ремонт, квартира уже в собственности Сахаровского центра, не надо покупать дорогостоящую недвижимость, произвести ремонт и сделать там современный интерактивный музей. И идея Сахаровского движения в том, что это можно сделать нашими силами. То есть каждый человек, который пользуется интернетом, тогда через интернет или просто пойдет в банк, может перевести небольшую сумму денег, и таким образом мы будем созидателями чего-то нового, мы можем сделать что-то конкретное. И эта актуализация наследия будет не только на словах, а в конкретном деле, не только в конференциях, публикациях, выступлениях, семинарах, но и в конкретной квартире, которая появится на карте Москвы, которая будет доступна и которая будет новым напоминанием о том, что есть довольно много людей, много хороших людей, как говорится в лого нашего движения, которые могут что-то созидать.

Владимир Кара-Мурза: Что приводит ваших сверстников в ряды Сахаровского движения?

Зарина Асфари: Сахаров, мы в этом искренне уверены, актуален сейчас.
Мы считаем, то, что он говорил – это важно, то, что он делал – тоже важно. И очень плохо, что о нем забывают. И это показывают опросы, что люди не помнят, люди не знают, кто такой академик Сахаров. Это наша история, это очень грустно

И к примеру, я была сегодня на конференции, посвященной Сахарову, и многие повторяли там, что вот строки, написанные Сахаровым, написанные больше 20 лет назад, а кажется, что написаны вчера, кажется, что это относится к окружающей нас действительности. И нам интересны его идеи. Мы считаем, то, что он говорил – это важно, то, что он делал – тоже важно. И очень плохо, что о нем забывают. И это показывают опросы, что люди не помнят, люди не знают, кто такой академик Сахаров. Это наша история, это очень грустно. Мы считаем, что пришло время напомнить людям. И нам самим очень интересна его личность. И пока мы находимся в этом движении, пока мы что-то делаем, мы сами узнаем много нового и узнаем, что-то, что раньше писал Сахаров, мы читаем его книги – и это здорово.

Владимир Кара-Мурза: Правозащитник Валерий Борщев, член Московской Хельсинкской группы, считает, что не каждому дано подняться до понимания учения Сахарова.

Валерий Борщев: Андрей Дмитриевич – это действительно человек идеальный, это человек высочайшего уровня. И чтобы подняться, ориентироваться на такого человека и видеть в этом человеке ценности жизни для себя, не каждый решится. Это и жизнь самоотречения, это и самоограничение, это ограничения, это служение, это служение идеалу. Андрей Дмитриевич всегда говорил, что дело интеллигенции – выработка идеала и следование идеалу. В нынешнем времени создается впечатление, что идеалы не в моде. В моде успех, в моде достаток. Но тем не менее, в России есть немало людей, для которых ценности, которые утверждал собою Андрей Дмитриевич, существуют. Вот сегодня была конференция, посвященная юбилею Андрея Дмитриевича Сахарова, там были и те, кто знали Андрея Дмитриевича, и молодые, которые не могли его знать, и жадно слушали доклады, воспоминания тех, кто с ним общался, жадно слушали, что собой представлял Сахаров, о чем он говорил, что он утверждал. Я думаю, что Андрей Дмитриевич и сегодня востребован, и востребован более всего. Невозможно жить без идеала.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.