Итоги саммита ЕС в Салониках для государств Западных Балкан

Айя Куге, Белград: "Европа не может считаться объединенной до тех пор, пока в состав союза не будут включены и Балканские государства" - этот тезис, прозвучавший на саммите в Салониках, лидеры Сербии и Черногории, Боснии, Хорватии, Македонии и Албании считают самым значимым для региона. Балканские политики удовлетворены результатами саммита, несмотря на то, что их огромные ожидания так и остались ожиданиями. Европа приглашает балканские государства в общую семью, не определив, однако, конкретных сроков и не выделив значительных средств для этой цели. Желающим присоединиться к ЕС балканским государствам предлагается, прежде всего, справиться с организованной преступностью и коррупцией, провести экономические реформы, установить близкое региональное сотрудничество и выдать международному Гаагскому трибуналу военных преступников.

Скорость вступления в Евросоюз зависит от результатов, которых каждая из стран достигнет самостоятельно, коллективный прием по ускоренной процедуре не предполагается. Для Балканских государств, находящихся на разных этапах пути в Европу, намечена одинаковая программа.

Результатами саммита довольна Хорватия: к рассмотрению принята ее просьба войти в Европейский Союз. Но в Брюсселе прогнозируют, что до времени приема этой страны в ЕС пройдет не менее пяти лет. Руководство Сербии и Черногории заявляет о стране как о прагматичном партнере Европы. Однако, руководство Сербии и Черногории, присутствовавшее на саммите, отказалось даже формально пожать руки представителям косовских албанцев. Косово так и осталось горячей точкой Балкан, а неопределенный статус края - крупной проблемой для Европы. Нелегко дотянуться до европейских стандартов будет Боснии, Македонии и Албании.

Как считают сербские аналитики, бедные государства Западных Балкан без существенной помощи со стороны Европы не в состоянии развивать свою экономику, а без быстрого экономического развития не видать стабильности в регионе. Поэтому специалисты в Белграде не разделяют оптимизма политиков, предупреждая, что европейский саммит дал Балканам только психологический стимул.