Переговоры правительства Сербии с журналистами страны

Айя Куге, Белград: В понедельник в Белграде делегация правительства Сербии во главе с премьером Живковичем приступила к диалогу с главными редакторами ведущих средств массовой информации. Отмена чрезвычайного положения в конце апреля выдвинула на первый план отношения властей и журналистов.

На время чрезвычайного положения были ограничены права на свободное распространение информации и многие журналисты жаловались, что работать стало невозможно. Все газеты были похожи одна на другую. Если в течение полутора месяцев после убийства премьера Зорана Джинджича журналисты прощали властям и контроль, и цензуру, и порой грубые политические ошибки, то теперь они делать этого не собираются. Есть опасения, что правящие в Сербии политики желали бы сохранить такое удобное для них положение, когда любая критика правительства в средствах массовой информации оценивается как враждебный акт, направленный против реформ и демократии. Министры утверждают, что сербская пресса не понимает своей роли в процессах демократизации страны. Журналисты даже были обвинены в том, что якобы они сформировали атмосферу, в которой стало возможно убийство Джинджича.

Напряженность между властями и журналистам возросла и после того, как известная белградская журналистка Гордана Суша на днях сообщила, что на нее осуществлял грубое давление руководитель правительственного бюро, отвечающего за отношения со средствами массовой информации Владимир Попович. В профессиональных кругах и ранее было известно, что этот влиятельный чиновник угрожал журналистам. Однако до сих пор правящие политики отказывались верить этому. Сербские журналисты озабочены тем, что в последнее время углубляются разногласия между представителями прессы и политиками из правящих партий.

Накануне отмены чрезвычайного положения в Сербии принят новый закон о средствах массовой информации. Несмотря на то, что предусмотрена свобода распространения информации и запрещена цензура, без консультаций с профессиональными союзами в закон было внесено несколько статьей, которые эту свободу ограничивают. Например, суд может теперь временно закрыть средство массовой информации до окончания судебного процесса, если против этой газеты или телекомпании возбуждено уголовное дело. Распространение ложной или непроверенной информации наказывается огромными денежными штрафами. Тридцать одна статья этого закона предусматривает защиту лиц, о которых обнародована информация, а только один - защиту журналистов. В профессиональных кругах этот закон уже называют "Малым уголовным кодексом журналиста". Предполагается, что он будет способствовать самоцензуре.

Сербию после убийства премьера ожидают перемены, вероятно - новая расстановка сил на политической арене. Поэтому политики желают усилить контроль над средствами массовой информации. Однако журналисты считают положительным то обстоятельство, что правительство не отказывается от диалога с ними.