Смысл дальнейших поисковых мероприятий в районе схода ледника в Северной Осетии

Юрий Багров, Северная Осетия: Сегодня в районе стихийного бедствия Северной Осетии приступила к работе еще одна поисковая группа. Всего в поисковых мероприятиях задействовано около 200 спасателей МЧС, основная задача которых - расчистить проходы к заваленным десятками метров льда и камней тоннелям.

Новость, которую большинство российских электронных СМИ сегодня разместили в своих выпусках о том, что новый отряд спасателей приступил к поисковым работам в районе схода ледника, заслуживает внимания ввиду обстоятельств, оставшихся за рамками информационных сообщений. Дело в том, что работы, которые будут проводиться отрядом численностью до 200 человек, ориентированы не только и не столько на решение практических задач. Серьезной необходимости в расчистке заваленных льдами геналдонских тоннелей, по сути дела, нет. Дорога в ущелье по-прежнему маршруту может быть восстановлена не ранее, чем произойдет естественное стаивание ледника. Любые попытки проложить путь по месту его схода заведомо обречены на провал. Пока многотонный массив льда и селя не разойдется естественным образом, его остатки будут заполнять собой дно ущелья, по которому ранее и проходила горная трасса. Поэтому сейчас и принято единственно возможное решение – наладить сообщение с селами, расположенными в районе бедствия, из соседнего ущелья. Там уже ведутся работы по ремонту старой, почти совсем заброшенной насыпной дороги.

Отчасти причину повышенного внимания к четырем геналдонским туннелям объяснил президент Северной Осетии Александр Дзасохов, заявив, что поиск погибших - это долг их памяти. Вот точная цитата: "Даже если все специалисты-профессионалы будут говорить, что мы не найдем в тоннелях ни одного живого человека, наш моральный долг перед родственниками пропавших без вести - обследовать каждый квадратный метр". Действительно в Осетии, как собственно и по всему на Кавказу, принято хоронить своих умерших. Это непреложный императив. Конечно, ввиду колоссального объема работ, тех, кто нашел свою смерть под тысячами тонн льда можно было бы оставить непогребенными, но если бы такое решение было принято, то оно, скорее всего, стало бы демонстративным вызовом традиций, и это неизбежно отразилось бы на популярности нынешней республиканской власти, которая и без того воспринимается в Осетии как слишком техническая, действующая без учета традиций национальной культуры.

Еще одно обстоятельство, которое по всей вероятности предопределило решение продолжать поиски во чтобы то ни стало - судьба съемочной группы Сергея Бодрова-младшего. Прояснить ее в глазах республиканских властей значит уже исполнить не внутренний заказ, а откликнуться на общероссийскую заботу. Легко предположить, что работы все же рано или поздно будут свернуты, поскольку задействованных сил явно недостаточно, чтобы расчистить тоннели в сколько-нибудь разумные сроки. Но это потом, а сейчас принято единственное верное с нравственной точки зрения решение.