Ведет программу Петр Вайль. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Муса Хасанов, Никита Татарский, Андрей Бабицкий и спецпредставитель президента России в Чечне Абдул-Хаким Султыгов.
Петр Вайль: Во вторник стали известны обстоятельства убийства в Чечне главы администрации Надтеречного района Ахмеда Завгаева, брата бывшего руководителя республики Доки Завгаева. С подробностями корреспондент Радио Свобода на Северном Кавказе Муса Хасанов.
Муса Хасанов: Без сопровождения охраны, с которой он не расставался до этого дня ни на минуту, чеченский чиновник и его секретарша ехали в селение Беной-Юрт, когда в двух километрах от этого населенного пункта дорогу его машине перегородил автомобиль "Жигули", в котором сидели трое человек в камуфляжной форме. Выскочив из "Жигулей", двое нападавших открыли по автомобилю Завгаева огонь из автоматов, в результате которого глава администрации Надтеречного района умер на месте, не приходя в сознание, а секретаршу Завгаева с многочисленными пулевыми ранениями доставили в районную больницу. Ее состояние врачи оценивают как крайне тяжелое. После инцидента нападавшие скрылись в неизвестном направлении. По данным дежурной части УВД Чечни, сотрудники российских спецслужб в райцентре Знаменское задержали четырех местных жителей, предъявив им обвинение в покушении на Ахмеда Завгаева, однако, предварительное расследование доказывает непричастность задержанных к нападению на чиновника. Они явились лишь невольными свидетелями покушения. Со слов задержанных составлены словесные портреты нападавших и так называемая ориентировка на их автомобиль. Допрос задержанных продолжается.
А в селении Беной-Юрт Надтеречного района, родовом селении братьев Завгаевых, из которых наиболее известен Доку Завгаев, возглавлявший до прихода к власти первого чеченского президента Джохара Дудаева Чеченскую Республику, а в данное время являющийся российским послом в Танзании, сегодня с утра начались траурные мероприятия, которые по чеченским традициям продолжатся трое суток. На похоронах Ахмеда Завгаева побывали глава временной администрации Чечни Ахмад Кадыров и председатель правительства республики Станислав Ильясов, который, выражая родственникам убитого свои соболезнования, сказал, что смерть главы администрации Надтеречного района явилась невосполнимой потерей для всей Чеченской Республики.
Жители Надтеречного района считают, что их район необоснованно характеризуется как оплот проведения российской политики в Чечне. Ярким свидетельством тому является гибель руководитель администрации Надтеречья, который был одним из самых ярых противников Джохара Дудаева, Аслана Масхадова и их последователей, стоящих за независимую Чеченскую Республику, - говорят жители райцентра Знаменское. Ахмед Завгаев с первых шагов становления независимости Чечни наряду с братьями противостоял этому с оружием в руках, являясь представителем так называемой чеченской оппозиции. С начала второй чеченской кампании после захвата района российскими подразделениями, Завгаев возглавил местную администрацию и в открытую призывал население района бороться с чеченскими бойцами, которых он называл только бандитами и террористами.
Петр Вайль: Специальный представитель президента России по правам человека в Чечне Абдул-Хаким Султыгов назвал убийство Ахмеда Завгаева политическим. По мнению Султыгова, преступники стремились дестабилизировать политическую обстановку в республике накануне референдума по принятию новой Конституции.
Никита Татарский: Свое мнение по поводу убийства главы администрации Надтеречного района Чечни Ахмеда Завгаева спецпредставитель президента России Абдул-Хаким Султыгов высказал во вторник на пресс-конференции в редакции еженедельника "Аргументы и факты".
Абдул-Хаким Султыгов: Очень многое им удалось во всех смыслах достичь, в том числе во взаимодействии со всеми нашими силовыми структурами. И вы знаете, ситуация в этом районе удерживалась в очень приемлемых рамках, и практически она не мелькала в трагических сводках. Понятно, что экстремистские силы, которые не заинтересованы в стабилизации обстановки в Чечне, особенно в рамках того конституционного процесса, который сейчас развернулся, практически начали охоту за знаковыми лицами, с которыми, по сути дела, и олицетворяются те позитивные процессы, которые сегодня в Чеченской Республике есть. Поэтому, конечно, это политическое убийство, это совершенно однозначно, для меня, по крайней мере, прокуратура ведет следствие, детали, нюансы и все остальное, это будет выяснено, я думаю. Но главное одно: понятно, что будет оголтелое сопротивление экстремистских сил, которые, конечно же, не могут в их понимании допустить самого факта волеизъявления чеченского народа, потому что в этом случае они теряют какую-либо возможность говорить от имени этого народа.
Никита Татарский: Глава администрации Чечни Ахмад Кадыров обвинил лидера сопротивления Аслана Масхадова в убийстве Ахмеда Завгаева. При этом глава чеченской администрации не смог привести более убедительного довода, чем давний приказ Масхадова уничтожать чеченцев, сотрудничающих с федеральными властями. Кадыров считает, что Завгаев мешал противоборствующей стороне больше других пророссийских чеченцев, поскольку прекрасно справлялся со своими обязанностями. Чеченский политик и предприниматель Малик Сайдуллаев также назвал убийство Завгаева политическим. "Это убийство - шаг к серьезной дестабилизации обстановки в Чечне, которая в преддверии референдума по Конституции Чеченской Республики и предстоящим выборам в Чеченской Республике кого-то сильно не устраивала. Становление гражданской власти и восстановление экономики Чечни определенным кругам не нравится", - заявил Малик Сайдуллаев. Ахмед Завгаев во все времена оставался преданным Москве чиновником. Не исключено, что это обстоятельство и продиктовало характер большинства высказываний о его трагической гибели. В Москве убийство главы администрации Надтеречного района комментировали чиновники, имеющий непосредственное отношение к политике Кремля на Северном Кавказе. Министр, координирующий в правительстве России вопросы национальной политики, Владимир Зорин убежден, что инициаторы убийства Завгаева ставили цель запугать патриотов Чечни, выступающих за мирное будущее республики. Бывший вице-премьер правительства России и полномочный представитель правительства России в Чечне Николай Кошман заметил, что благодаря этому человеку в Надтеречном районе практически не было разрушений во время боевых действий осенью 1999-го года. Сторонники Аслана Масхадова в заявлениях для агентства "Чечен-Пресс" по поводу гибели Ахмеда Завгаева, напротив, выдвигали обвинения в его адрес. Например, они назвали его виновным в гибели десятков бойцов чеченских отрядов. В любом случае в лице Ахмеда Завгаева промосковские власти потеряли одного из самых надежных своих союзников в Чечне.
Петр Вайль: Слово для комментария Андрею Бабицкому.
Андрей Бабицкий: Коллеги Ахмеда Завгаева, российские чиновники с чеченскими именами и фамилиями, сегодня скорбно комментировавшие гибель своего товарища, сделали все для того, чтобы превратить трагическое по сути событие в пустой политический анекдот. Версия о рыцаре конституционного порядка, сложившего свою голову в борьбе с бандитами, абсолютно выхолостила человеческое содержание трагедии. Погиб человек и не так важно, каким он был – хорошим, плохим, бессребреником или казнокрадом. Прошлое Ахмеда Завгаева, даже, если и были, как утверждают, в нем темные пятна, теряет значение перед фактом смерти, тем более смерти насильственной. Это прежде всего повод для того, чтобы остановиться и подумать: еще один человек стал жертвой бессмысленного кровопролития. А ведь и он был кем-то любим, и его также точно станут оплакивать его родственники, как оплакивают другие матери, сестры, жены своих замученных, погибших мужчин, попавших во время зачисток в руки российских военных. Тем не менее, сопереживать такой боли большинство чеченцев сегодня уже не в состоянии. Легко представить, чувство какого торжества испытало большинство соотечественников Завгаева при известии о его гибели. Для них произошедшее – всего лишь очередная демонстрация неотвратимости возмездия, которое рано или поздно настигнет любого, кто сотрудничает с российскими властями и принимает на себя таким образом ответственность за действия военных. Это логика гражданской войны, которая все в меньшей степени способна распознавать в смерти отдельного человека ее сакральную глубину, которая давно относит смерть к разряду статистических событий. Такая логика менее всего была характерна для чеченцев, насильственная смерть всегда становилась здесь предметом особого, пристального внимания. Поскольку обычай требовал от родственников не только и не столько разыскать (иногда поиски растягивались на годы) и покарать убийцу, но и досконально разобраться во всех обстоятельствах, определив степень вины преступника, поскольку, если она была не безусловной, то это открывало перспективы для примирения, более предпочтительного, чем возмездие.
Две войны нанесли колоссальный удар по обычаям, адату чеченцев. Те, кто стреляет в своих соотечественников, неважно с какой стороны, подчинены новой страсти и новому закону. Гражданская война, полыхающая в республике, знает лишь одно чувство – ненависть, и одну рациональность – все, кто по ту сторону баррикад, должен быть уничтожен.
То же безумие на языке коллег Завгаева, говорившими сегодня о его миротворческой деятельности, которой положили конец бандиты. Апеллируя не к простым и ясным человеческим истинам, не к чеченскому обычаю, а к политическому и военному противостоянию, кто вдохновенно, а кто и по унылой обязанности, они в очередной раз объяснили всем: гражданская война продолжается, и мы не дадим ей завершиться.
Петр Вайль: Во вторник стали известны обстоятельства убийства в Чечне главы администрации Надтеречного района Ахмеда Завгаева, брата бывшего руководителя республики Доки Завгаева. С подробностями корреспондент Радио Свобода на Северном Кавказе Муса Хасанов.
Муса Хасанов: Без сопровождения охраны, с которой он не расставался до этого дня ни на минуту, чеченский чиновник и его секретарша ехали в селение Беной-Юрт, когда в двух километрах от этого населенного пункта дорогу его машине перегородил автомобиль "Жигули", в котором сидели трое человек в камуфляжной форме. Выскочив из "Жигулей", двое нападавших открыли по автомобилю Завгаева огонь из автоматов, в результате которого глава администрации Надтеречного района умер на месте, не приходя в сознание, а секретаршу Завгаева с многочисленными пулевыми ранениями доставили в районную больницу. Ее состояние врачи оценивают как крайне тяжелое. После инцидента нападавшие скрылись в неизвестном направлении. По данным дежурной части УВД Чечни, сотрудники российских спецслужб в райцентре Знаменское задержали четырех местных жителей, предъявив им обвинение в покушении на Ахмеда Завгаева, однако, предварительное расследование доказывает непричастность задержанных к нападению на чиновника. Они явились лишь невольными свидетелями покушения. Со слов задержанных составлены словесные портреты нападавших и так называемая ориентировка на их автомобиль. Допрос задержанных продолжается.
А в селении Беной-Юрт Надтеречного района, родовом селении братьев Завгаевых, из которых наиболее известен Доку Завгаев, возглавлявший до прихода к власти первого чеченского президента Джохара Дудаева Чеченскую Республику, а в данное время являющийся российским послом в Танзании, сегодня с утра начались траурные мероприятия, которые по чеченским традициям продолжатся трое суток. На похоронах Ахмеда Завгаева побывали глава временной администрации Чечни Ахмад Кадыров и председатель правительства республики Станислав Ильясов, который, выражая родственникам убитого свои соболезнования, сказал, что смерть главы администрации Надтеречного района явилась невосполнимой потерей для всей Чеченской Республики.
Жители Надтеречного района считают, что их район необоснованно характеризуется как оплот проведения российской политики в Чечне. Ярким свидетельством тому является гибель руководитель администрации Надтеречья, который был одним из самых ярых противников Джохара Дудаева, Аслана Масхадова и их последователей, стоящих за независимую Чеченскую Республику, - говорят жители райцентра Знаменское. Ахмед Завгаев с первых шагов становления независимости Чечни наряду с братьями противостоял этому с оружием в руках, являясь представителем так называемой чеченской оппозиции. С начала второй чеченской кампании после захвата района российскими подразделениями, Завгаев возглавил местную администрацию и в открытую призывал население района бороться с чеченскими бойцами, которых он называл только бандитами и террористами.
Петр Вайль: Специальный представитель президента России по правам человека в Чечне Абдул-Хаким Султыгов назвал убийство Ахмеда Завгаева политическим. По мнению Султыгова, преступники стремились дестабилизировать политическую обстановку в республике накануне референдума по принятию новой Конституции.
Никита Татарский: Свое мнение по поводу убийства главы администрации Надтеречного района Чечни Ахмеда Завгаева спецпредставитель президента России Абдул-Хаким Султыгов высказал во вторник на пресс-конференции в редакции еженедельника "Аргументы и факты".
Абдул-Хаким Султыгов: Очень многое им удалось во всех смыслах достичь, в том числе во взаимодействии со всеми нашими силовыми структурами. И вы знаете, ситуация в этом районе удерживалась в очень приемлемых рамках, и практически она не мелькала в трагических сводках. Понятно, что экстремистские силы, которые не заинтересованы в стабилизации обстановки в Чечне, особенно в рамках того конституционного процесса, который сейчас развернулся, практически начали охоту за знаковыми лицами, с которыми, по сути дела, и олицетворяются те позитивные процессы, которые сегодня в Чеченской Республике есть. Поэтому, конечно, это политическое убийство, это совершенно однозначно, для меня, по крайней мере, прокуратура ведет следствие, детали, нюансы и все остальное, это будет выяснено, я думаю. Но главное одно: понятно, что будет оголтелое сопротивление экстремистских сил, которые, конечно же, не могут в их понимании допустить самого факта волеизъявления чеченского народа, потому что в этом случае они теряют какую-либо возможность говорить от имени этого народа.
Никита Татарский: Глава администрации Чечни Ахмад Кадыров обвинил лидера сопротивления Аслана Масхадова в убийстве Ахмеда Завгаева. При этом глава чеченской администрации не смог привести более убедительного довода, чем давний приказ Масхадова уничтожать чеченцев, сотрудничающих с федеральными властями. Кадыров считает, что Завгаев мешал противоборствующей стороне больше других пророссийских чеченцев, поскольку прекрасно справлялся со своими обязанностями. Чеченский политик и предприниматель Малик Сайдуллаев также назвал убийство Завгаева политическим. "Это убийство - шаг к серьезной дестабилизации обстановки в Чечне, которая в преддверии референдума по Конституции Чеченской Республики и предстоящим выборам в Чеченской Республике кого-то сильно не устраивала. Становление гражданской власти и восстановление экономики Чечни определенным кругам не нравится", - заявил Малик Сайдуллаев. Ахмед Завгаев во все времена оставался преданным Москве чиновником. Не исключено, что это обстоятельство и продиктовало характер большинства высказываний о его трагической гибели. В Москве убийство главы администрации Надтеречного района комментировали чиновники, имеющий непосредственное отношение к политике Кремля на Северном Кавказе. Министр, координирующий в правительстве России вопросы национальной политики, Владимир Зорин убежден, что инициаторы убийства Завгаева ставили цель запугать патриотов Чечни, выступающих за мирное будущее республики. Бывший вице-премьер правительства России и полномочный представитель правительства России в Чечне Николай Кошман заметил, что благодаря этому человеку в Надтеречном районе практически не было разрушений во время боевых действий осенью 1999-го года. Сторонники Аслана Масхадова в заявлениях для агентства "Чечен-Пресс" по поводу гибели Ахмеда Завгаева, напротив, выдвигали обвинения в его адрес. Например, они назвали его виновным в гибели десятков бойцов чеченских отрядов. В любом случае в лице Ахмеда Завгаева промосковские власти потеряли одного из самых надежных своих союзников в Чечне.
Петр Вайль: Слово для комментария Андрею Бабицкому.
Андрей Бабицкий: Коллеги Ахмеда Завгаева, российские чиновники с чеченскими именами и фамилиями, сегодня скорбно комментировавшие гибель своего товарища, сделали все для того, чтобы превратить трагическое по сути событие в пустой политический анекдот. Версия о рыцаре конституционного порядка, сложившего свою голову в борьбе с бандитами, абсолютно выхолостила человеческое содержание трагедии. Погиб человек и не так важно, каким он был – хорошим, плохим, бессребреником или казнокрадом. Прошлое Ахмеда Завгаева, даже, если и были, как утверждают, в нем темные пятна, теряет значение перед фактом смерти, тем более смерти насильственной. Это прежде всего повод для того, чтобы остановиться и подумать: еще один человек стал жертвой бессмысленного кровопролития. А ведь и он был кем-то любим, и его также точно станут оплакивать его родственники, как оплакивают другие матери, сестры, жены своих замученных, погибших мужчин, попавших во время зачисток в руки российских военных. Тем не менее, сопереживать такой боли большинство чеченцев сегодня уже не в состоянии. Легко представить, чувство какого торжества испытало большинство соотечественников Завгаева при известии о его гибели. Для них произошедшее – всего лишь очередная демонстрация неотвратимости возмездия, которое рано или поздно настигнет любого, кто сотрудничает с российскими властями и принимает на себя таким образом ответственность за действия военных. Это логика гражданской войны, которая все в меньшей степени способна распознавать в смерти отдельного человека ее сакральную глубину, которая давно относит смерть к разряду статистических событий. Такая логика менее всего была характерна для чеченцев, насильственная смерть всегда становилась здесь предметом особого, пристального внимания. Поскольку обычай требовал от родственников не только и не столько разыскать (иногда поиски растягивались на годы) и покарать убийцу, но и досконально разобраться во всех обстоятельствах, определив степень вины преступника, поскольку, если она была не безусловной, то это открывало перспективы для примирения, более предпочтительного, чем возмездие.
Две войны нанесли колоссальный удар по обычаям, адату чеченцев. Те, кто стреляет в своих соотечественников, неважно с какой стороны, подчинены новой страсти и новому закону. Гражданская война, полыхающая в республике, знает лишь одно чувство – ненависть, и одну рациональность – все, кто по ту сторону баррикад, должен быть уничтожен.
То же безумие на языке коллег Завгаева, говорившими сегодня о его миротворческой деятельности, которой положили конец бандиты. Апеллируя не к простым и ясным человеческим истинам, не к чеченскому обычаю, а к политическому и военному противостоянию, кто вдохновенно, а кто и по унылой обязанности, они в очередной раз объяснили всем: гражданская война продолжается, и мы не дадим ей завершиться.