Марина Тимашева, Москва: "Балдом" - второй по масштабности международный театральный фестиваль после московского чеховского, а по уровню спектаклей, по крайней мере, в этом году - первый. Начавшись спектаклями самого петербургского театра Балтийский дом, фестиваль был продолжен дилогией Эймунтаса Некрошюса "Времена года", а завершался мощной кодой. Интернациональная группа привезла в Москву "Отцов и детей". Инсценировку романа Тургенева написал и поставил российский режиссер, лауреат президентского Ордена Креста Маарьямаа Третьей степени Адольф Шапиро. Сценографом стал латышский художник Андрис Фрейбергис. В ролях заняты артисты таллиннского Линн-театра и приглашенные эстонские звезды ( Лембит Петерсон и Аарне Юкскила ). Причем актеры старшего и среднего поколений - все, без исключения, в Эстонии воспринимаются как национальное достояние. Давно пора говорить о них и как о российском национальном достоянии, во всяком случае, столь совершенные спектакли в традициях русского психологического театра в самой России наблюдать доводится только в Театре Петра Фоменко. Адольф Шапиро объяснил, как он лично относится к Базарову:
Адольф Шапиро: С огромным состраданием и драматизмом отношусь к нему. Наверное нормально, когда молодой человек входит в жизнь как ниспровергатель. Талантливый человек, а все дальше зависит от степени таланта, останется ли он на этом уровне. Но меня не это волновало. Меня волновало то, что человек хотел идею поставить выше жизни, столкнулся с жизнью и понял, что жизнь выше любой идеи, выше нас. Недаром же два человека это произведение восприняли восторженно, поставив на службу своим партиям - это были Чехов и Достоевский. Чехов там пишет в одном письме, по-моему, Суворину: "Роскошная книга".
Марина Тимашева: На вопрос, в чем он сам видит смысл спектакля, Адольф Шапиро пошутил:
Адольф Шапиро: В детстве всегда спрашивают, какое кино, и у меня товарищ всегда отвечал - про войну, или про любовь, или про шпионов, а когда было кино хорошее, и я спрашивал, про что кино, он отвечал: "Про жизнь". Так вот и спектакль про жизнь.
Марина Тимашева: Если сказать взрослым людям, некогда проходившим "Отцов и детей" в школе, что на спектакле по роману Тургенева они будут плакать - они станут смеяться. Однако на спектакле они плачут. В голос.
Адольф Шапиро: С огромным состраданием и драматизмом отношусь к нему. Наверное нормально, когда молодой человек входит в жизнь как ниспровергатель. Талантливый человек, а все дальше зависит от степени таланта, останется ли он на этом уровне. Но меня не это волновало. Меня волновало то, что человек хотел идею поставить выше жизни, столкнулся с жизнью и понял, что жизнь выше любой идеи, выше нас. Недаром же два человека это произведение восприняли восторженно, поставив на службу своим партиям - это были Чехов и Достоевский. Чехов там пишет в одном письме, по-моему, Суворину: "Роскошная книга".
Марина Тимашева: На вопрос, в чем он сам видит смысл спектакля, Адольф Шапиро пошутил:
Адольф Шапиро: В детстве всегда спрашивают, какое кино, и у меня товарищ всегда отвечал - про войну, или про любовь, или про шпионов, а когда было кино хорошее, и я спрашивал, про что кино, он отвечал: "Про жизнь". Так вот и спектакль про жизнь.
Марина Тимашева: Если сказать взрослым людям, некогда проходившим "Отцов и детей" в школе, что на спектакле по роману Тургенева они будут плакать - они станут смеяться. Однако на спектакле они плачут. В голос.