Премьера пьесы Павла Когоута "Нули" в Москве

Марина Тимашева, Москва: В Московском Художественном театре имени Чехова состоялась премьера пьесы знаменитого чешского драматурга Павла Когоута "Нули" в постановке чешского режиссера Яна Буриана. В главных ролях заняты Сергей Юрский, Наталья Тенякова и Татьяна Лаврова. Павел Когоут - один из ярчайших представителей поколения "пражской весны" и знаменитый писатель - последний раз приезжал в Москву 35 лет назад. Он говорит о пьесе "Такая любовь":

Павел Когоут: Тогда были в Москве три спектакля, но тогда в 1968-м году закончилась так называемая пражская весна тем, что приехали танки, и мои друзья из МХАТа пробовали уговорить всех, кто должны решить эту проблему, решить, что этот Когоут, который написал эту пьесу, не тот Когоут, который враг социализма и Советского Союза. Так что пьеса шла здесь почти до 1969-го года.

Марина Тимашева: В начале 60-х пьеса Когоута "Такая любовь" была поставлена Роланом Быковым в студенческом театре МГУ, главную роль в спектакле сыграла Ия Савина. Неудивительно, что несколько страниц своей книги она посвятила драматургу и пришла поддержать его на пресс-конференцию перед премьерой. Суть его новой пьесы она характеризовала стихами Владимира Высоцкого:

Ия Савина: Лили на землю воду, нету колосьев-чудо, нынче мне дали свободу - что я с ней делать буду.

Марина Тимашева: "Нули " написаны в 1998-м году и впервые поставлены режиссером Яном Бурианом в театре города Плзень. Ян Буриан считает, что его мхатовский спектакль не похож на тот, что идет в Чехии:

Ян Буриан: Пьеса Павла Когоута - первое произведение в наших так называемых бывших восточных странах, которое пробует сделать какую-то рефлексию 90-х годов. И он там говорит много довольно серьезных тем. Павел показывает людей, которые получили свободу, и как-то по разным причинам не умеют с ней справиться.

Марина Тимашева: Действие пьесы происходит в общественной уборной и охватывает довольно продолжительный отрезок времени - от правления Масарика до Гавела. Здесь обитают люди, не нашедшие себя в новой демократической реальности, так называемые нули - бывшие священники-гомосексуалисты, бывшая дворянка, бывшая стукачка и проститутка. Одним словом, персонажи, более или менее знакомые по современному российскому кино. Исключение - главный герой, которого играет Сергей Юрский, принадлежащий не к меньшинствам, но к молчаливому большинству. К сожалению, пьеса совершенно драматургически не выстроена, и замечательным артистам приходится закрывать мастерством и талантом зияющие дыры сочинения.