Юрий Векслер, Берлин: В театре небольшого баварского города Эрланген состоялась премьера новой постановки Ганса Реберга "Волки". Эта драма была впервые поставлена в нацистской Германии в 1944-м году, а сам автор был членом национал-социалистической партии и одним из самых популярных драматургов в нацистской среде.
Умерший в 1966-м году Ганс Реберг считался в нацистские времена певцом "немецкого духа", и пьеса "Волки", рассказывающая о героической гибели немецкой подводной лодки, характерна для его творчества. Реберг был известен и как автор гимна в честь 50-летия Гитлера, а также антианглийской радио-пьесы с антисемитскими пассажами, в которых "мировое еврейство" называлось в качестве главного финансиста "английской политики мирового господства".
Естественно, что подготовка пьесы Ганса Реберга "Волки" к реанимации вызвала многочисленные протесты, в том числе и протест известного в Германии писателя и общественного деятеля Ральфа Джордана. Еще один упрек и предположение высказал глава еврейской общины Берлина, член президиума Центрального совета евреев Германии доктор Александр Бренер:
Александр Бренер: Постепенно поднимают голову неонацисты и старые нацисты. Они ведь официально исчезли в Германии в 1945-м году. Никого не было. Каждый имел, по крайней мере, трех еврейских друзей. Но они были и есть, и постепенно поднимают головы, выходят из дыр, как говорят, это уже давно продолжается с этими экспериментами. Они пробуют, если получится - идет шаг дальше. Скажу еще раз, что эти пьесы и другие проявления неонацизма попадают в определенной части населения на очень плодотворную почву, общественность должна противоборствовать, и я надеюсь, что будет противоборствовать таким экспериментам.
Юрий Векслер: Премьера неоднократно откладывалась, и в результате театр, настаивавший на праве представить публике свое прочтение "Волков", предложил в качестве компромисса сопроводить спектакль выставкой, критически показывающей автора и значение его текстов для создания возвышенного образа национал-социализма, так сказать, с героическим лицом. После спектаклей должны проводиться дискуссии, выявляющие, по мнению руководства театра, также и расхождения автора с обслуживаемым им режимом.
Более 100 человек провели в день премьеры демонстрацию протеста у здания театра. Тем не менее, критики отмечают, что молодому постановщику Марку Поммеренингу удалось режиссерскими приемами показать голословность и схематичность нацистской фразеологии. Германия входит во времена, когда действие прививки, табуизировавшей разговоры о прошлом, заканчивается, а требование сочувствия к перенесенным конкретными людьми страданиям, независимо от того, кто или что было причиной этих страданий, слышны все отчетливее. Принесет ли этот период новое качество отношения демократической Германии и ее жителей к своему прошлому?..
Умерший в 1966-м году Ганс Реберг считался в нацистские времена певцом "немецкого духа", и пьеса "Волки", рассказывающая о героической гибели немецкой подводной лодки, характерна для его творчества. Реберг был известен и как автор гимна в честь 50-летия Гитлера, а также антианглийской радио-пьесы с антисемитскими пассажами, в которых "мировое еврейство" называлось в качестве главного финансиста "английской политики мирового господства".
Естественно, что подготовка пьесы Ганса Реберга "Волки" к реанимации вызвала многочисленные протесты, в том числе и протест известного в Германии писателя и общественного деятеля Ральфа Джордана. Еще один упрек и предположение высказал глава еврейской общины Берлина, член президиума Центрального совета евреев Германии доктор Александр Бренер:
Александр Бренер: Постепенно поднимают голову неонацисты и старые нацисты. Они ведь официально исчезли в Германии в 1945-м году. Никого не было. Каждый имел, по крайней мере, трех еврейских друзей. Но они были и есть, и постепенно поднимают головы, выходят из дыр, как говорят, это уже давно продолжается с этими экспериментами. Они пробуют, если получится - идет шаг дальше. Скажу еще раз, что эти пьесы и другие проявления неонацизма попадают в определенной части населения на очень плодотворную почву, общественность должна противоборствовать, и я надеюсь, что будет противоборствовать таким экспериментам.
Юрий Векслер: Премьера неоднократно откладывалась, и в результате театр, настаивавший на праве представить публике свое прочтение "Волков", предложил в качестве компромисса сопроводить спектакль выставкой, критически показывающей автора и значение его текстов для создания возвышенного образа национал-социализма, так сказать, с героическим лицом. После спектаклей должны проводиться дискуссии, выявляющие, по мнению руководства театра, также и расхождения автора с обслуживаемым им режимом.
Более 100 человек провели в день премьеры демонстрацию протеста у здания театра. Тем не менее, критики отмечают, что молодому постановщику Марку Поммеренингу удалось режиссерскими приемами показать голословность и схематичность нацистской фразеологии. Германия входит во времена, когда действие прививки, табуизировавшей разговоры о прошлом, заканчивается, а требование сочувствия к перенесенным конкретными людьми страданиям, независимо от того, кто или что было причиной этих страданий, слышны все отчетливее. Принесет ли этот период новое качество отношения демократической Германии и ее жителей к своему прошлому?..