Марина Тимашева, Москва: Вчера вечером в Московском центре имени Мейерхольда стартовал 4-й фестиваль Нового европейского театра, который продлится до 23 ноября. Фестиваль был организован театральными обозревателями центральных газет для того, чтобы предъявить Москве имена молодых режиссеров бывших социалистических стран. Однако, концепция фестиваля постоянно меняется. В позапрошлом году в афише появились театры Западной Европы, в прошлом акцент был сделан на современной драматургии, нынче все это совместилось. В программе Ноймаркт театр из Швейцарии и труппа Акрана Хана из Великобритании, спектакли по современным драматическим сочинениям - от немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга до братьев Пресняковых из Екатеринбурга. Мало того, в прежние годы все спектакли были поставлены молодыми режиссерами и восходящими звездами, в этом привезли спектакли давно взошедшей звезды француза Жозефа Наджа. Два года назад в Москве видели его спектакль "Полуночники", и он стал лауреатом премии Золотая маска в номинации "лучший зарубежный спектакль". На сей раз Жозеф Надж покажет "Время отступлений" и "Войцека" по пьесе Бюхнера. Говорит организатор фестиваля Роман Должанский:
Роман Должанский: Есть такая тенденция, она знакома, наверное, всем, кто бывает на фестивале - размытия границ жанров и включения в программу даже больших взрослых фестивалей все больше и больше спектаклей современного танца, спектаклей каких-то синтетических жанров. Хотя вот, по отношению даже к Жозефу Наджу обозначение жанра его спектаклей - это предмет спора критиков. Кто-то считает, что это современный танец, кто-то считает, что ближе тяготеет к цирку, пантомиме, даже во Франции, я знаю, придумали такое слово "театр-танец", и из двух спектаклей, которые приезжают в Москву – "Время отступления" и "Войцек" - один больше тяготеет к современному танцу, а второй вот все-таки на основе драматургического произведения создан, то есть, более сильная литературная сторона. Другой способ создания синтетического театра, но тоже пограничного, это швейцарский театр, это синтез драмы, музыки, мессы Пергалезе... и текст, написанный современными драматургами. Видна инсталляция. Все в одном.
Марина Тимашева: На вопрос об отсутствии на фестивале российской провинции - организаторы отвечали, что постоянный участник "НЕТа" Евгений Гришковец в этом году представляет именно ее. Вместе со своими товарищами из кемеровского театра "Ложа" он покажет спектакль, сделанный ими в 1992-м году. Спектакль называется "Титаник" и, в отличие от "Дредноутов" того же Гришковца не имеет ни малейшего отношения к гибели большого корабля.
Роман Должанский: Есть такая тенденция, она знакома, наверное, всем, кто бывает на фестивале - размытия границ жанров и включения в программу даже больших взрослых фестивалей все больше и больше спектаклей современного танца, спектаклей каких-то синтетических жанров. Хотя вот, по отношению даже к Жозефу Наджу обозначение жанра его спектаклей - это предмет спора критиков. Кто-то считает, что это современный танец, кто-то считает, что ближе тяготеет к цирку, пантомиме, даже во Франции, я знаю, придумали такое слово "театр-танец", и из двух спектаклей, которые приезжают в Москву – "Время отступления" и "Войцек" - один больше тяготеет к современному танцу, а второй вот все-таки на основе драматургического произведения создан, то есть, более сильная литературная сторона. Другой способ создания синтетического театра, но тоже пограничного, это швейцарский театр, это синтез драмы, музыки, мессы Пергалезе... и текст, написанный современными драматургами. Видна инсталляция. Все в одном.
Марина Тимашева: На вопрос об отсутствии на фестивале российской провинции - организаторы отвечали, что постоянный участник "НЕТа" Евгений Гришковец в этом году представляет именно ее. Вместе со своими товарищами из кемеровского театра "Ложа" он покажет спектакль, сделанный ими в 1992-м году. Спектакль называется "Титаник" и, в отличие от "Дредноутов" того же Гришковца не имеет ни малейшего отношения к гибели большого корабля.