По-прежнему ли русский слон – самый крупный в мире?

Программу ведет Петр Вайль. Участвует корреспондент Радио Свобода Елена Фанайлова.

Петр Вайль: «Слоны в русской и советской культуре» - эта тема обсуждалась в Москве во время «круглого стола» с участием литераторов, путешественников и биологов. Слово – Елене Фанайловой.

Елена Фанайлова: "Побег слонов из России" - так называется документальная сказка, которую показала собравшимся режиссер Светлана Быченко. Ее интерес к теме начался в детстве – с семи слоников на бабушкином комоде.

Светлана Быченко: Слоники действительно на какое-то время заменили икону в наших домах. Это наивная вера в такое чудо, что что-то нас может спасти, что-то большое и светлое, вот эти семь слоников. Мне кажется, что это время уходит, вот эта инфантильность уходит, вот эти слоники с комодов они ушли. Сейчас появились другие слоники, это уже даже фигурки другие, изготовление другое, у них другой стиль. Это слоники сейчас помада, сережки, не та наивность.

Елена Фанайлова: Выяснилось, что русским правителям от Ивана Грозного до Леонида Брежнева регулярно дарили слонов.

Светлана Быченко: Никаким другим царям не дарили слонов, а у нас каждому, начиная от первого царя, каждому царю подарили слона обязательно, Ивану Грозному аж двух подарили. Одного из них он лично прикончил, он где-то похоронен на Крымском валу, за то, что тот ему не поклонился.

Елена Фанайлова: Слоны участвовали и в русской революции.

Светлана Быченко: Революционная слониха, ее звали Джиндау, что в переводе означает "прекрасная женщина". Она действительного каким-то образом оказалась в распоряжении советского бухарского правительства и помогала им делать революцию. Она, говорят, подносила им бревна, снаряды. За это ее премировали поездкой в Москву, то есть ее решили отправить в Москву в зоопарк. И в фильме использована хроника, это именно она, Джиндау, не кто-то. И мне показалось символичным, что красная слониха, когда умерла, ее поставили к царскому слону. У нас в музее Дарвина стоит царский слон и красный слон, чучело царского слона и красного слона.

Елена Фанайлова: Фрагмент из фильма "Побег слонов из России":"Слон даже в церквах появился, на Соловецких островах, где раньше одни монахи жили, Богу молились, рыбу ловили. Поместили в Соловецкий лагерь особого назначения, сокращенно СЛОН".Сегодня аббревиатуру "СЛОН" решили использовать для названия новой партии.

Андрей Шаромов: Расшифровывается - Союз Людей за Образование и Науку. Смысл, цель, затея искреннее движение тех, кто это делает, таково, что наша страна, если по-прежнему будет опираться только на нефть, газ, сырье, вперед она как слоны, которые здесь представлены, никуда дальше не двинется. Наша же цель создания нашей партии - направить финансовые усилия государства, попросту говоря деньги, в сферу образования, науки, наукоемких технологий. Целый ряд стран, где слоны, в отличие от России, таки водятся, сконцентрировав усилия государства на этих сферах - образование, наука, наукоемкие технологии, за очень короткий срок получили большой национальный успех.

Елена Фанайлова: Так считает активист оргкомитета партии СЛОН Андрей Шаромов. "Круглый стол" по проблеме слонов проходил в Московском Институте по проблемам экологии и эволюции. В одной из его лабораторий работала некогда биолог, а ныне писатель Мария Галина.

Мария Галина: И вот когда откопали этот мамонтенка Диму, вдруг сказали, что, ребята, мы вам сейчас принесем, вы будете у него исследовать кровь. Кому эта чудовищная бредовая идея пришла в голову, я не знаю. Принесли нам мумию бедную, мы тщетно тыкали в эти сосуды, естественно, что ничего там не было. Я просто удивляюсь глубоким познаниям нашим биологов. Таким образом, в стенах нашего института я познакомилась с мамонтенком Димой.

Елена Фанайлова: Мария Галина напомнила собравшимся одно малоизвестное научное обстоятельство.

Мария Галина: До великого оледенения, когда еще на Земле не было человека, там водились очень маленькие слоны, они были величиной с крупную овчарку. У меня как бы такой призыв вывести, возродить этого слона, все предпосылки к этому есть, в истории вида это есть, и держать их дома в качестве любимых домашних животных.

Елена Фанайлова: Биолог, путешественник и фотограф Василий Климов развеял миф о дружелюбии слонов. Вот история одной из его фотографий.

Василий Климов: В частности, этот слон что делает: я стою на берегу реки, стадо дикий слонов внизу, он выпрашивает у меня корм. И когда не могу ему корм дать, у меня все кончилось, он просто попытался зацепить крючком за ногу и утащить с собой вместе с оптикой в речку. Во всяком случае, это очень грозное оружие, мягкий хобот, он совершенно как рашпиль.

Елена Фаналова: А поэт и переводчик Вилли Мельников, ветерана по первому образованию, вспоминает времена своего студенчества.

Вилли Мельников: Пригласили помочь полечить слона, это было начало 83-го года. К сожалению, я тогда не фотографировал весь этот процесс, а фотографии были бы очень ценные, поскольку мы тогда сочинили целую мифологию о слонах, и как слоны попали на Землю, и как они к ней приспосабливались, и как слоны превратились в людей, оставшись слонами. И когда нужно, они скидывают человеческую оболочку и снова предстают в своем царственном виде.

Елена Фанайлова: Рассказывает режиссер программы кинопутешествий Александр Трофимов.

Александр Трофимов: Мы засеку огромную видели с вертолетов, несколько километров лес повален. Спросили у местных, они говорят – слон повалил. До сих пор неизвестно, кто повалил.

Елена Фанайлова: О непреходящем значении слонов для России говорит режиссер Светлана Быченко.

Светлана Быченко: Наша любовь к чему-то большому, доброму, светлому, наша любовь к чему-то недоступному. И, с другой стороны, наша жестокая любовь, как мы с ними обращаемся, они у нас бедные, их возят, они в революции участвуют, сами отношения со словами очень символичные, они могут многое сказать о России.

Елена Фанайлова: Очередное заседание гуманитариев, посвященное России как родине слонов, состоится после нового года.