Алексей Герман об обстановке в современном российском кино

Ведет программу Петр Вайль. Участвует корреспондент Радио Свобода Дмитрий Казнин, который беседует с кинорежиссером Алексеем Германом.

Петр Вайль: Кинорежиссер Алексей Герман крайне обеспокоен борьбой, которая развернулась в последнее время вокруг московского Дома кино. По мнению Германа, люди околокинематографической среды используют недопустимые и опасные приемы. С Алексеем Германом беседовал наш корреспондент Дмитрий Казнин.

Дмитрий Казнин: Обеспокоенность Алексея Германа, в частности, вызвала статья Эдуарда Володарского, появившаяся в конце прошлой недели в "Комсомольской правде" и посвященная Дому кинематографистов.

Алексей Герман: Мне кажется, что в последнее время, это год-полтора, нарастают такие шовинистические, националистические тенденции в жизни нашей страны. Они имеют отношение в основном к жителям Кавказа, это известно, и вообще к людям чуть-чуть другого цвета кожи, вот они хотят захватить Россию, вот они хотят сделать так нам плохо, сяк нам плохо, Прибалтика и так далее. Ни к чему хорошему это привести не может, потому что любой патриотизм строится на уважении к другой нации и любви к своей, а не на ненависти к другой нации. Вот у нас существовал такой дом кинематографический, Дом кино, который был построен всеми союзами 16-ти или 17-ти республик когда-то, которые, собственно, и делали отечественное кино. Плохое, хорошее, было очень хорошее, было очень плохое. После чего бесконечные суды по поводу этого Дома, поскольку страна развалилась. Когда бесконечные суды и бесконечные разговоры о правде, о поисках истины, о том, что вы меня не уважаете, ищи, где нефть, деньги или что-то в этом роде. Естественно, там зарыты деньги. Дом в центр Москвы, где могут быть рестораны, где может быть что угодно другое. Но когда в газете "Комсомольская правда" за подписью некоего Володарского появляется статья, где армяшки, грузины, кавказцы на наши деньги все это строили, жили на наши деньги, снимали на наши деньги кино, а потом сейчас мы что-то им должны, все это надо отобрать, все это должно быть наше, немедленно, сейчас. Во-первых, понятно, что наше это не будет, а будет, что называется, не хочется говорить слово "украдено", как-то так станет недвижимостью кого-нибудь и чего-нибудь. А во-вторых, я хотел бы сказать, что значит наше разворованное, не разворованное? Блестящий документалист Перишан, известный всему миру, допустим, армянин или армяшка, как это сказано, великий Параджанов, Отар Иоселиани - должны только плакаться, почему он работает во Франции, та нашла ему возможность работать, а мы нет, а прибалты, целая серия артистов – Банионис, Адомайтис, которые тоже составляли костяк нашего кино и делали наше кино, они что, не имеют никакого отношения ко всему этому? Они что, не заработали на этот дом ничего? Заработал что, только Михалков? Вот, собственно, вещь, которую надо остановить, потому что она опасна. Это единственная форма национальной идеи, которая будет очень легко принята народом и приведет к очень тяжелым и непоправимым последствиям.

Дмитрий Казнин: Алексей Герман считает, что конфликт, возникший вокруг дома кинематографистов, объективен. Неприемлемо то, как его пытаются решить, пользуясь политическим контекстом в России.

Алексей Герман: Распалась империя, но эта империя все равно будет сближаться, она не станет обратно империей. Но, допустим, Грузия и Армения в окружении мусульманских стран все равно потянутся к России, Молдавия все равно потянется частично к Румынии, частично к России. Что будет с Прибалтикой – не знаю, но, думаю, Литва будет довольно в близких отношениях с Россией. И это все можно было бы усилить эту интеграцию в кино, а можно ее разорвать для того, чтобы заработать. Практически все кончается тем, что что-то продают, кто-то зарабатывает, а куда деваются деньги, никто не знает.

Дмитрий Казнин: Как будет решен конфликт вокруг Дома кинематографистов?

Алексей Герман: Путем многочисленных судов он не будет решен никак, это мы здорово умеем делать, но настроения и отношения между кинематографистами будут испорчены настолько, что он станет бессмысленной скалой в центре Москвы.

Дмитрий Казнин: По мнению режиссера, решением этого спора не должны заниматься люди, которые могут и хотят получить от этого выгоду.

Алексей Герман: Этим должно заниматься правительство и на объективном уровне, доброжелательном по отношению ко всем странам и кинематографам видении все это дело делать. Иначе это станет недвижимостью Михалкова, Володарского всех тех святых людей, которые управляют кинематографом.