В Петербурге проходит Международный театральный фестиваль "Балтийский Дом"

Программу ведет Андрей Шарый. принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Тимашева.

Андрей Шарый: В Петербурге проходит Международный театральный фестиваль "Балтийский Дом". Все спектакли с аншлагами. Как свидетельствует обозреватель Радио Свобода Марина Тимашева, попасть невозможно не только на спектакли модных режиссеров Эймунтаса Некрошюса и Камы Гинкаса, но и на дневные просмотры студенческих работ. Фестиваль завершится 10-го октября, и в тот же день станет известен лауреат премии ЮНЕСКО размером 20 тысяч долларов.

Марина Тимашева: Фестиваль проводится в 14-й раз, и каждый год для него придумывают разную тему, например, "Учителя и ученики" или "Другой театр". В этом году фестиваль назвали "Действующие лица". Говорит директор программ "Балтийского дома" Марина Беляева.

Марина Беляева: На фестивале есть Някрошюс, Коршуновас, Гинкас, большая питерская программа. В этом году мы представим четырех выпускников. Очень интересный болгарский театр "Сфумата" покажет свою работу по Достоевскому. Они работают лабораторно. Каждый год у них посвящен той или иной литературе, тому или иному писателю, этот год у них - год Достоевского. Они играют две свои версии романа "Братья Карамазовы" - "Алеша и Иван". Нам интереснее устроить некий диалог, может быть, какой-то конфликт.

Зарождалась эта история, так мы для себя ее назвали сначала, "картель четырех". У нас была идея показать четырех разных европейских режиссеров - и по возрасту, и по манере, и по языку - и представить их не одним спектаклем, потому что зачастую по одному спектаклю очень сложно судить, тем более, показанному в фестивальных условиях, а показать два-три спектакля каждого мастера, чтобы посмотреть их в неком развитии.

Концепция сложилась сама собой, потому что все те, кого я перечислила, за исключением, может быть, "Сфуматы", который довольно часто к нам приезжает (они довольно часто бывали на "Балтийском доме"), фактически это действующие лица "Балтийского дома". Вот так мы и называем этот фестиваль».

Марина Тимашева: Фестиваль открылся четырьмя спектаклями Эймунтаса Някрошюса, его шекспировской трилогией "Гамлет", "Макбет", "Отелло" и открытой допремьерной репетицией "Песни песней царя Соломона". Спектакли Эймунтаса Някрошюса с каждым годом становятся все более похожи на модерн-балет. В модерн-данс нынче поют и разговаривают, а в "Песни песней" текст занимает едва ли не четвертую часть спектакля. Цепь свободных и сложных режиссерских ассоциаций приводит к тому, что из бумажных свитков Торы составляется орган, как из Ветхого Завета вырастает Новый. Говорит доктор искусствоведения, профессор Алексей Бартошевич.

Алексей Бартошевич: Библия, конечно, как бы и откровение и одновременно это нечто, что складывалось у пастушеских костров, в том что в "Иосифе и братьях" называется прекраснословные беседы пастухов. А пастухи беседуют у костров что в Литве, что в древнем Израиле примерно одинаково.

У Пушкина гениальное определение есть: "Звуков и смятенья полон". Стихи, которые рождаются звуком и смятеньем. Но одна из задач современного театра в том, чтобы вернуться к звукам и смятенью, чтобы ощутить то, из чего стихи рождаются. Это сделал Някрошюс. Конечно, это прием, примерно, тот же самый, что в спектакле "Времена года", но с другой стороны, это естественно. Ветхий Завет - это пастушеский текст. Это и литовский спектакль, и библейский спектакль одновременно.

Марина Тимашева: Еще в рамках международного театрального фестиваля "Балтийский дом" дважды чествовали Донатаса Баниониса. Один раз его поздравляли с прошедшим днем рождения, а второй - с вручением новой, только в этом году учрежденной награды. Она называется "Балтийская звезда". Это нагрудный знак, выполненный из золота и бриллиантов в форме морской звезды, помещенный в футляр наподобие морской раковины. Вручали награду в изумительном по красоте Эрмитажном театре. О премии говорит директор программ фестиваля Марина Беляева.

Марина Беляева: Она не театральная, она международная премия "Балтийская звезда", которая в этом году вручена впервые. Это премия за поддержку и развитие связей стран Балтийского региона. Она вручается не только театральным деятелям, но и деятелям вообще культуры, политическим деятелям. Кто ее получает? Это Анджей Вайда, Донатас Банионис, Михаил Швыдкой и Михаил Пиотровский, директор нашего Эрмитажа, - вот эти четверо великих мужчин.

Марина Тимашева: Михаила Швыдкого не было, а остальные лауреаты выступили с небольшой речью. Анджей Вайда, например, приглашал учиться в его варшавскую Школу режиссеров российских студентов. А Донатас Банионис говорил о боготворимом им Анджее Вайде и, как всегда, цитировал своего учителя Юозаса Мильтиниса. Юозас Мильтинис призывал театральных режиссеров искать не новое, а вечное. По крайней мере, два режиссера, показывающих свои спектакли на фестивале, а именно Эймунтас Някрошюс и Кама Гинкас, ищут и вечное, и новое.