Как сумела премия Андрея Белого просуществовать при разных политических режимах?

Программу ведет Петр Вайль. Участвуют корреспондент Радио Свобода Елена Фанайлова, переводчик Виктор Лапицкий, директор издательства "Новое литературное обозрение" Ирина Прохорова, члены жюри премии Андрея Белого Глеб Морев и Александр Скидан.

Петр Вайль: В Петербурге объявлен шорт-лист литературной премии Андрея Белого. Это единственная в России негосударственная и некоммерческая премия, сохранившая свои традиции со времен ленинградской неподцензурной литературы. Из Петербурга передает наш специальный корреспондент Елена Фанайлова:

Елена Фанайлова: В 1978-м году премия Андрея Белова была придумана редакцией самиздатовского литературного журнала "Часы". Победители получали приз: советский рубль, яблоко и бутылку водки. Рассказывает переводчик Виктор Лапицкий, член жюри премии:

Виктор Лапицкий: Петербург - город меньше, чем Москва, и более централизованный, и здесь как-то вот силы центростремительные были существенно больше центробежных в сфере подпольной культуры, даже "Сайгон", такое место потрясающее, которое было интеллектуальным нервом и центром Питера – в Москве ничего аналогичного никогда не было. В Питере был "Сайгон", кафе, где могли встретиться все, бомжи, наркоманы и творческая интеллигенция, которая была вытеснена в этот самый бэкграунд, место легендарное, все о нем слышали, и в то же время это центр кристаллизации, в котором творческие силы находили друг друга и пытались выразить себя в каких-то новых формах. Так собственно, по-видимому, и начались какие-то творческие, если не объединения, то попытки творческих контактов между разными людьми. Премия Андрея Белого была призвана закрыть глаза на существующий мир установленных нормативных норм, рамок, критериев, литературных, художественных, и выделять тех, кого действительно любили в те времена, и кто действительно был властителем дум у творчески мыслящих, свободных людей, а не насаждаем официальной пропагандой.

Елена Фанайлова: В 70-е и 80-е годы лауреатами этой независимой премии становились Ольга Седакова и Алексей Парщиков, Елена Шварц и Виктор Кривулин, Борис Гройс и Юрий Мавлеев. В этом году в шорт-лист премии Андрея Белого в номинации "Гуманитарные исследования" вошла книга "Арефьевский круг". Это документы и материалы русского самиздата об одном из первых русских независимых художественных объединений конца 40-х годов.

Виктор Лапицкий: Самиздат - это явление социальное, и оно должно интересовать и обязано интересовать нас, коль история была наша. Это живая часть нашей истории, вытесненная в подсознание, совесть, часто, или какие-то интеллектуальные процессы, в общем, это живая часть наша, может, даже временами лучшая часть нашей жизни, которая обрела неадекватные формы, не те формы, в которых в принципе она должна была существовать.

Елена Фанайлова: Профессиональное сообщество питерских литераторов ежегодно награждает "За новаторство и эксперимент". Ирина Прохорова, директор издательства "Новое литературное обозрение", член жюри премии Андрея Белого:

Ирина Прохорова: Такой род премии - самый перспективный сейчас в России. Дело в том, что у нас немножко такое, я бы сказала, нуворишеское представление о том, как должны существовать премии, и теперь во главу угла ставится сумма денег, которую необходимо выдать, без некоторого понимания, что без разумной стратегии и некоторой сверхидеи, сколько бы денег ни поставь, премия все равно не функционирует. Конечно, приятно дать какое-то количество денег хорошим людям. Но никакого влияния на реальное развитие литературы, скажем, в стране, это не оказывает, или оказывает отрицательное влияние, потому что, так или иначе, закрепляет какие-то ложные стереотипы.

Елена Фанайлова: Премия – единственная в России, в номинациях которой присутствует поэзия. Третий год издательство "Новое литературное обозрение" публикует поэтические сборники номинантов на премию Андрея Белого:

Ирина Прохорова: Мое твердое убеждение личное, что самый поразительный феномен 90-х годов - это поэтическая революция, я бы сказала, такой поэтический ренессанс. И пока все вокруг кричали, что у нас гибель культуры и всякая полная ерундятина, как мы сейчас можем видеть, с начала 90-х годов просто народились какие-то мириады поэтов, которые писали и пишут крайне интересные стихи, и я думаю, что последующие историки литературы будут пожинать плоды этого урожая. Думаю, что лет на 50 теперь можно будет исследовать, что написано в 90-х годах.

Ирина Прохорова: В поэтический шорт-лист премии вошел Алексей Цветков, редактор Русской службы Радио Свобода. Говорит член жюри премии Андрея Белого Глеб Морев:

Глеб Морев: Цветков - один из лидеров группы "Московское время", существовавшей в Москве в 70-е годы, и потом плодотворно работавший в эмиграции. Его творчество не только эпизод из истории, яркой страницы в истории русской поэзии 70-80-х годов, но и его тексты сохраняют свой инновативный потенциал сегодня и актуальны для русского стихотворчества сегодняшнего дня.

Ирина Прохорова: В прошлом году премия в номинации заслуги досталась Владимиру Сорокину, за полгода до литературного скандала, устроенного "Идущими вместе" и последующего включения его романа в шорт-лист большого Букера. Жюри премии Андрея Белого в лице Александра Скидана отрицает политическую подоплеку включения в шорт-лист еще одного известного писателя:

Александр Скидан: Это Эдуард Лимонов с "Книгой воды", в которой, на мой взгляд, он возвращается, в общем, к мощи своих ранних вещей, к "Эдичке" и к любимому мной "Дневнику неудачника". Мне кажется, что после "Дневника" Лимонов не писал так сильно, так жестко, и мы совершенно не думали о политическом измерении этого вопроса, просто, честно говоря, для меня эта книга стала полной неожиданностью, и для многих членов жюри, потому что в каком-то смысле, и не у нас одних, было ощущение, что на Лимонове можно ставить крест, что он принес свой писательский дар в жертву идеологии и политике. Политика это политика, а литература - это литература. И Лимонов в тюрьме возвращается к какой-то аутентичной, подлинной, своей собственной истории.

Елена Фанайлова: Победители будут объявлены в конце ноября в Москве на ярмарке некоммерческой литературы, а традиционный приз – рубль, бутылку водки и яблоко - они получат в Петербурге в конце декабря.