Беседа с режиссером мюзикла "Норд-Ост" Георгием Васильевым

Программу ведет Петр Вайль. Принимает участие корреспондент Радио Свободы Марина Тимашева.

Петр Вайль: В офисе, а не в Театральном центре на Дубровке, прошел сбор труппы мюзикла «Норд-Ост». Вернее того, что от нее осталось. С подробностями - Марина Тимашева.

Марина Тимашева: Из 76 сотрудников "Норд-Оста" - 18 погибших, это каждый четвертый. 30 октября в Храме Ваганьковского кладбища отпоют двух 13-ти летних актеров Кристину Курбатову и Арсения Куриленко. Продюсер мюзикла, один из авторов либретто, музыки, режиссер спектакля Георгий Васильев все время был в зале рядом с ними. И террористы как-то поняли, что он и есть главный в Театральном Центре на Дубровке.

Георгий Васильев: Вы знаете, их вообще интересовали должности. В частности, они разыскивали военных, причем военных они разыскивали неистово совершенно, с явным намерением произвести казнь прямо на месте. Они нашли выброшенный военный билет и требовали немедленно этого военного появиться пред их очи под угрозой того, что тут же сейчас они расстреляют десять заложников. Но это были просто угрозы, никого они не расстреливали. Тем не менее, этот психоз постоянно нагнетался. Я же сам добровольно вошел в этот зал, потому что, когда я узнал о том, что в зале началась стрельба, я посчитал своим долгом быть там, быть со зрителями, которых я, собственно, пригласил, потому что это мой спектакль, я должен был быть там. И я понимал, что в зале должен находиться хотя бы один человек, который понимает техническую сложность этой колоссальной театральной машины. Например, был случай, когда террористам показалось, что над потолком кто-то ходит. Я почти уверен, что там кто-то ходил, потому что в отличие от них я прекрасно знал устройство этого потолка, там над потолком имелись мостики, с которых обслуживались осветительные приборы. Они впали в панику, они периодически впадали в панику и готовились стрелять по потолку. Если бы они обрушили подвесной потолок, мало того, что они обнаружили бы все эти мостики и тех людей, которые там были, но самое страшное, что они бы ввергли этот зал в темень, в панику. Я уже не знаю, сколько народа еще бы пострадало, если бы оттуда начал сыпаться материал, из которого сделан потолок. К счастью, эти и многие другие случаи обошлись без трагических последствий.

Марина Тимашева: Георгий Васильев повел себя как настоящий Капитан. Но сегодня ему нужно было сообщить труппе о том, что она отпущена в бессрочный отпуск без сохранения содержания. Он снова заходил в Театральный Центр.

Георгий Васильев: Потери страшные, катастрофические. Это разбитые софиты, разбитые компьютеры, это поврежденные декорации. Практически полностью выведено из строя несколько сот костюмов. Потому что костюмами укрывались, их бросали в оркестровую яму с фекалиями, из них связывали веревки для того, чтобы спускаться со второго, третьего этажа. Технический ущерб очень серьезен, материальный ущерб очень серьезен. Но самое страшное – это моральный ущерб этому месту. Я не знаю, сколько нужно вложить в реконструкцию здания для того, чтобы оно приобрело человеческий вид, но я понимаю, что гораздо больше и денег, и времени надо вложить в социальную реабилитацию этого места. В зале, где погибло столько народу, играть с тем же чувством, для тех же зрителей практически невозможно.

Марина Тимашева: Московская мэрия и Министерство культуры обещали материальную помощь, но, по мнению Георгия Васильева, ее на все не хватит.

Георгий Васильев: Будущее "Норд-Оста" пока в тумане. Правильное было бы думать не о том, чтобы восстановить "Норд-Ост" в том же месте, к моему глубокому сожалению, это парадоксально-трагически, этот спектакль сейчас стал самым знаменитым спектаклем в России. И баннер с названием "Норд-Ост" тысячу раз показывался по телевизору во всех странах. Конечно, этот спектаклю надо воссоздать, может быть, не привязывая его к этому месту. Идея очень простая – сделать подвижные декорации, которые можно было бы перевозить с места на место, монтировать, скажем, в течение двух недель, как это делается на Западе в аналогичных случаях, показывать месяц, два, три и привозить в другое место. Мы могли бы показать этот спектакль не только в Москве, но и в Петербурге, и в Киеве, где угодно. Это было бы правильно, это было бы сильный ответ тому, что совершилось на Дубровке.

Марина Тимашева: Еще вчера один из организаторов проекта Александр Цекало говорил о том, что мюзикл пойдет в том же помещении, Георгий Васильев опровергает его жестко.

Георгий Васильев: Я являюсь продюсером этого мюзикла и все остальные заявления являются противоречием моему мнению, а не наоборот.

Марина Тимашева: 9 и 10 ноября в концертном зале "Россия" должны были пройти гала-концерты.

Георгий Васильев: Мы собирались показать гала-концерты в концертном зале "Россия" под названием "Мировые мюзиклы в гостях у "Норд-Оста". Сейчас, конечно, концерт под таким названием просто невозможен, невозможно плясать, веселиться. Но мы все равно сделаем эти концерты, они будут называться "Норд-Ост", мы с тобой". Туда войдут фрагменты мировых мюзиклов, но туда в основном войдут сцены из "Норд-Оста", сцены, которые мы теперь не можем показать в родном театре и которые мы теперь можем показать только в концертном варианте.

Марина Тимашева: Роман Каверина "Два капитана", послуживший литературной основой мюзикла "Норд-Ост" - гимн человеческой стойкости. О том, как вели себя заложники в Театральном Центре, Георгий Васильев говорит так:

Георгий Васильев: Люди вели себя по-разному. Кто-то тихо страдал. Кто-то старался подбодрить окружающих, кто-то проявлял просто чудеса присутствия духа и, я бы даже сказал, героизма. Рядом со мной сидела пара оркестрантов, муж и жена, Саша и Женя. У Жени был украинский паспорт, и его жена убеждала, что он должен обязательно прикрыться этим украинским паспортом и попытаться выскочить оттуда, но он отказывался от этого. В результате он настоял на своем и остался. В конце концов, Саша осталась жива, а Женя умер.

Марина Тимашева: Сегодня в офис компании "Линк", которая занимается мюзиклом "Норд-Ост", артисты вносили траурные венки.