Главные темы международного кинофестиваля в Локарно

Полина Ольденбург: Главными темами международного кинофестиваля в Локарно в этом году стали политика и влияние на нее средств массовой информации.

Андрей Плахов: В этом году под знаком политики выступает даже такой мэтр ужасов и эстет жанра, как Альфред Хичкок, чье 105-летие отмечается в эти дни. В Локарно показывают фильм 1940 года "Иностранный корреспондент", в котором Хичкок призывал США вступить во Вторую мировую войну. А картина "Операция "Луна" режиссера Уильяма Корелли переводит тему политики и медиа в жанр гротеска. Согласно предложенной версии, американцы не высадились на Луну в 1969 году, а лунный пейзаж был снят в экзотических уголках земли Стэнли Кубриком по заказу президента Никсона, чтобы поднять его падающий рейтинг.

Во многих конкурсных фильмах политика и медиа на первом плане. Например, в иранской "Нерассказанной истории" два чудака с камерой пытаются снять документальное кино о нелегальных беженцах из страны. В результате им ничего не остается, как разделить участь своих героев и под огнем перейти границу. Самый занятный момент фильма - как режиссер и оператор убеждают полицию в том, что перед ними не толпа беженцев, а съемочная группа с актерами, и заставляют простых людей играть. Граница между реальностью и фантазией оказывается более зыбкой, чем между государствами.

О палачах и жертвах апартеида рассказывает южноафриканское "Прощение", об антиисламской истерии - британская "Ясмин". Ясмин - это молодая пакистанская эмигрантка, которая пытается найти компромисс между традициями своей ортодоксальной семьи и практикой западного общества: каждый день она скидывает мусульманские платки и юбки, под которыми скрываются джинсы и футболки, садится за руль и мчится на работу. Но после 11 сентября в ее доме происходит жестокая полицейская облава, забирают невинных людей. В результате брат Ясмин, промышлявший мелким наркодилерством, решает, наконец, сделать что-то хорошее и едет воевать в Палестину за арабских братьев. Картину, заметим, поставил не эмигрант, а коренной шотландец Кенни Гленис. Главный пафос направлен против британской ксенофобии. "Пакиже" - так называют в Британии пакистанцев - исключительно жертвы, мирные и симпатичные люди. Единственный, кто немного мутит воду, - исламский проповедник, но это, разумеется, исключение. Так бы хотели видеть современную ситуацию левые интеллектуалы не только в Британии, но и в Швейцарии. Недаром фильму, построенному на этнических политкорректных штампах, устроили настоящую овацию.